МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического объединения Директор МБОУ СОШ №75 ______________ И.И. Седых Приказ № 179/1- о Протокол № 1 от 07.09.2020. от 07.09.2020 Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Математические ступеньки» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Плеханова Г.В., ПДО . Екатеринбург, 2020 год Рабочая программа «Математические ступеньки» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» для обучающихся и взрослых общеобразовательной школы, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании РФ»; • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р; • СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г. №41 Направленность: социально - педагогическая Календарный учебный график С 15. 09.2020 по30. 09.2020 – комплектование групп С 01.10.2020 по 30.12.2020 – реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы С 01.01.2021 по 08.01.2021 новогодние каникулы С 09.01.2021 по 30.05.2021 - реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы В конце каждой темы – текущая аттестация С 01.06.2021 по 31.08.2021- летние каникулы. Цель данной программы: 1. математическое развитие младших школьников; 2. формирование системы начальных математических знаний; 3. воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Для достижения поставленных целей изучения математики в подготовительный период к школе необходимо решение следующих практических задач: • • • • • • • • • • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней; развитие познавательных способностей; воспитание стремления к расширению математических знаний; формирование критичности мышления; развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других; • выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий занимательного характера. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основные виды деятельности — дидактическая игра и продуктивная деятельность. По плану работы учебный год на курс «Математические ступеньки» в рамках подготовки к школе отводится 28 часов (с октября по апрель включительно, 1 час в неделю). Продолжительность занятия – 30 минут. Для снятия умственного и физического напряжения в плане занятия предусматриваются 1 – 2 динамические паузы продолжительность 1 – 3 минуты. Ожидаемые результаты • • • • • • • • • • • • • • • Личностные результаты У дошкольника будут сформированы: начальные представления о математических способах познания мира; начальные представления о целостности окружающего мира; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого; проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика; освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; ** понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; * начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений); * приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Дошкольник получит возможность для формирования: основ внутренней позиции будущего школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к НОД «Математика», отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли будущего ученика, ответственно относиться к НОД, бережно относиться к рабочей тетради); учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные Дошкольник научится: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; • • • • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Дошкольник получит возможность научиться: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; фиксировать по ходу НОД и в конце её удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные • • • • • • • • • • • • • • • • • • Дошкольник научится: понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в тетради для передачи информации (условные обозначения); проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки; определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку; осуществлять синтез как составление целого из частей; иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура; Дошкольник получит возможность научиться: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях; применять полученные знания в измененных условиях; Коммуникативные Дошкольник научится: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; уважительно вести диалог с товарищами; принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; ** понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. Дошкольник получит возможность научиться: применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться; • • • • • • • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; аргументировано выражать свое мнение; совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. Предметные результаты • • • • • • • • • • • • • • • • • • Числа и величины Дошкольник научится: считать различные объекты (предметы, группы предметов) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета; читать, моделировать, сравнивать и упорядочивать числа в пределах 10; объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; считать числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10; соотносить цифру (0-9) и количество предметов; составу чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших; как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду. Арифметические действия. Сложение и вычитание Дошкольник научится: понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10); Дошкольник получит возможность научиться: читать математические записи, используя знаки «+», «-», «=» проверять и исправлять выполненные действия. Работа с текстовыми задачами Дошкольник научится: решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания; составлять задачу по рисунку. Дошкольник получит возможность научиться: проверять и исправлять неверное решение задачи. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Дошкольник научится: понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости; описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.; находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга); • • • • • распознавать, называть геометрические фигуры (точка, квадрат, треугольник многоугольник, круг); Дошкольник получит возможность научиться: выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами. Работа с информацией Дошкольник научится: строить несложные цепочки логических рассуждений; определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку. Дошкольник получит возможность научиться: проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (30 ч) Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие: — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. Доцифровой период – 5 часов Цифровой период – 25 часа № п/п 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. дата Тематическое планирование «Математические ступеньки» Кол-во Место часов проведения Тема занятия Доцифровой период 5ч МБОУ СОШ № 07.10 Признаки предметов. Сравнение предметов: 1 75 большой – маленький, высокий – низкий, короткий - длинный, широкий-узкий, толстыйтонкий МБОУ СОШ № 14.10 Ориентация на плоскости. Слева, справа. Вверху, 1 75 внизу. Под-над. Внутри-снаружи. Между. Игра «Где спрятался» МБОУ СОШ № 21.10 1 75 Длиннее, короче. Позже, раньше. Легче, тяжелее. МБОУ СОШ № 28.10 Сравнение групп предметов по количеству: 1 75 больше, меньше, столько же МБОУ СОШ № 03.11 Знакомство с геометрическими фигурами (круг, 1 75 четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Игра «Сложи узор» Цифровой период 23ч МБОУ СОШ № 10.11 Число 1, цифра 1. Понятие «число» и «цифра». 1 75 Понятие «один» - «несколько» - «много» МБОУ СОШ № 17.11. Число 2, цифра 2. Состав числа 2. Понятие 1 75 «пара». Игра «Найди пару» МБОУ СОШ № 24.11 Число 3, цифра 3. Состав числа 3. Понятие 1 75 «предыдущее число», «последующее число». Геометрическая фигура треугольник. МБОУ СОШ № 1.12 Знаки сложения и вычитания. Решение 1 75 примеров. МБОУ СОШ № 8.12 Число 4, цифра 4. Состав числа 4. 1 75 Геометрическая фигура четырехугольник. Игра «Какая цифра пропала?» МБОУ СОШ № 15.12 Компоненты действия сложения. Правило о 1 75 перестановке слагаемых. Игра «Хлопай и считай» МБОУ СОШ № 22.12 Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Закрепление 1 75 пройденного. Игра «Назови соседей» МБОУ СОШ № 29.12 1 75 Числа от 1 до 5. Закрепление пройденного. МБОУ СОШ № 12.01 Число 6, цифра 6. Состав числа 6. Игра «Найди 1 75 пару» МБОУ СОШ № 19.01. Линейка, сантиметр, черчение отрезков. Решение 1 75 примеров. Игра «Чудесный мешочек» МБОУ СОШ № 26.01 Число 7, цифра 7. Состав числа 7. Игра 1 75 «Сосчитай скорей» МБОУ СОШ № 02.02 Решение примеров, черчение отрезков. 1 75 Закрепление пройденного. МБОУ СОШ № 09.02 Число 8, цифра 8. Состав числа 8. Игра 1 75 «Запомни, кто, где стоит» 19. 1 МБОУ СОШ № 75 1 МБОУ СОШ № 75 1 МБОУ СОШ № 75 1 МБОУ СОШ № 75 1 МБОУ СОШ № 75 1 МБОУ СОШ № 75 20.04 Проект «Весёлые цифры» 1 МБОУ СОШ № 75 27.04 Проект «Весёлые цифры» 1 МБОУ СОШ № 75 27 04.05. Итоговая проверка знаний 1 28 11.05 Подготовка к празднику 1 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 20. 21. 22. 23. 24. 16.02 Сравнение выражений, закрепление пройденного материала. 02.03 Число 9, цифра 9. Состав числа 9. Игра «Кто больше запомнит» 17.03 Закрепление состава чисел 6-9. Игра «Считай дальше» 24.03 Число 0, цифра 0. Закрепление пройденного. 06.04 Число 10. Особенности записи числа 10. Состав числа 10. Обратный счет. Игра «Считай – не ошибись». 13.04 Понятия «однозначные числа», «двузначные числа». Закрепление пройденного материала. 25 26 29 30 18.05. Праздник «Путешествие в царство Математики» 25.05. Открытый урок ИТОГО: 30 уроков Материально- техническое обеспечение: 1. Класс 2. Компьютер, проектор 3. Принтер 4. Наглядные пособия в классе 1 1