РП по обучению грамоте и письму

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании
методического
объединения

Директор МБОУ СОШ №75
______________ И.И. Седых
Приказ № 179/1- о

Протокол № 1 от
07.09.2020.

от 07.09.2020

Дополнительная общеобразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Грамотей-ка»»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Плеханова Г.В., ПДО
.

Екатеринбург, 2020 год

Рабочая программа по подготовке к школе «Грамотей-ка»
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразвивающая
программа
социально-педагогической
направленности «Грамотей-ка» для обучающихся и взрослых общеобразовательной
школы, составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании РФ»;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
• СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г. №41
Направленность:
Социально-педагогическая направленность
Календарный учебный график
С 15. 09.2020 по30. 09.2020 – комплектование групп
С 01.10.2020 по 30.12.2020 – реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
С 01.01.2021 по 08.01.2021 новогодние каникулы
С 09.01.2021 по 30.05.2021 - реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
В конце каждой темы – текущая аттестация
С 01.06.2021 по 31.08.2021- летние каникулы.
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов
играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение,
воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных
процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что
повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим
предложена данная программа, которая поможет подготовить детей к школе.
Разнообразные практические задания развивают внимание, память, логику, нестандартное
мышление, расширяют его кругозор. Таким образом, программа имеет социально педагогическую направленность.
Актуальность программы
«Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует
многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное
научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует
успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок,
начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое
мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические
процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое
восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее
сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать,
обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную
активность. Педагогическая целесообразность – средствами психологических игр и

упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы
обучающихся.
Цель программы – развитие познавательной сферы старшего дошкольника
средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.
Программа решает следующие задачи:
1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
3. Развивать воображения детей, произвольность внимания;
4. Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев,
5. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи,
6. Совершенствование речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и
достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков; совершенствование
умения составлять рассказ по картинке;
7. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать
учителя и товарищей, действовать совместно с другими).
8. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению
детей.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются
задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень
привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют
комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического
мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.
Возраст обучающихся 5-6 лет.
Основная форма занятий - групповое занятие.
Режим занятий:
1 раз в неделю по 30 минут, всего 30занятий.
Основные принципы организации занятий:

Ожидаемые результаты.
Основные ожидаемые результаты обучения по данной программе
В ходе освоения содержания программы «Грамотейка» предполагается обеспечение
условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному
обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету,
по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:
•

•
•
•
•

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные песенки, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из
дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями,
т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов –

создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить
его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Содержание изучаемого курса
Добукварный период (6 ч)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на
слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное
и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в
слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды
в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием
графических схем.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение
ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью,
отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звукослоговыми схемами-моделями.
Букварный период (66 ч)
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и
мягкости согласных.
Знакомство с правилами гигиены чтения и письма.
Чтение слогов -«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с
изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после
предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух
отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по со-

держанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения
ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они
произносятся, т. е. орфоэпически.

Тематическое планирование
№ Дата
п.п
1.

07.10

2.

14.10

3.

21.10

4.

28.10

5.

03.11

6.

Тема занятия
Путешествие в страну Знаний.
Обведение контуров. Устная и письменная речь.
Мир звуков и знаков. Правила работы с карандашом,
с ручкой. Правила работы в тетради.
Предмет и слово. Гласные и согласные звуки.
Гласные буквы А, а; звук (а). Знакомство с видами
штриховки.
Деление слов на слоги. Ударение. Гласные буквы О,
о; звук (о). Орнамент из дуг и окружностей.
Предложение. Гласные буквы И, и; звук (и). Гласная
буква ы; звук (ы). Графический диктант букв И и Ы.
Гласные буквы У, у; звук (у). Буквы Э, э; звук (э).
Работа с трафаретом овощи.
Буквы Н, н; звуки (н), (н). Буквы П, п; звуки (п), (п).
Работа со спирографом.
Буквы С, с; звуки (с), (с). Штриховка.

Кол-во
часов
1

МБОУ
СОШ № 75

1

МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75

1
1
1

10.11

8.

1

12.

17.11. Буквы К, к; звуки (к), (к). Знакомство с тетрадью в
косую линию. Рабочая строка, широкая строка.
Вертикальная линия.
24.11 Буквы Т, т; звуки (т), (т). Работа с трафаретами
«транспорт».
1.12
Буквы Л, л; звуки (л), (л). Буквы М, м; звуки (м), (м).
Работа с трафаретом «инструменты».
8.12
Буквы Р, р; звуки (р), (р). Графический диктант
«рыбка».
15.12 Буквы В, в; звуки (в), (в). Сочетание элементов букв.

13.

22.12

1

14.

29.12

15.

12.01

16.

19.01. Буквы Д, д; звуки (д), (д). Построение и штриховка
«дом».
26.01 Гласные буквы Я, я; звуки (й а), (а). Письмо имён.

10.
11.

17.

Гласные буквы Е, е; звуки (й э), (э). Моя любимая
игрушка.
Буквы З, з; звуки (з), (з). Конкурс «Самые весёлые
зонтики»
Буквы Б, б; звуки (б), (б). Фольклор. Загадки.

МБОУ
СОШ № 75

1

7.

9.

Место
проведения

1

1
1
1
1

1
1
1
1

МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75

18.

02.02

Буквы Г, г; звуки (г), (г). Сочетание элементов букв.

1

19.

09.02

Буквы Ч, ч; звук (ч). Буквы Щ, щ; звук (щ).

1

20.

16.02

1

21.

02.03

22.
23.

17.03
24.03

Буквы Ш, ш; звук (ш). Буквы Ж, ж; звук (ж).
Графический диктант «жук».
Гласные буквы Ё, ё; звуки (й о), (о). Графический
диктант ёлочка.
Буквы Й, й; звук (й).
Буквы Х, х; звуки (х), (х).

24.

06.04

1

25.

13.04

Гласные буквы Ю, ю; звуки (й у), (у). Письмо слогов
под диктовку.
Буквы Ц, ц; звук (ц). Страна, в которой я живу.

26.

20.04

1

27.

27.04

Буквы Э, э; звук (э). Линия с закруглением с одной
стороны.
Буквы Ф, ф; звуки (ф), (ф).

28.

04.05.

1

29

11.05

Разделительный Ъ и Ь знаки. Как хорошо уметь
читать.
Подготовка к открытому уроку

30

18.05. Открытый урок

1
1
1

1

1

1
1

ИТОГО: 30 уроков

МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75
МБОУ
СОШ № 75


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».