МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБОУ СОШ№ 75 протокол от 07.09.2020 № 1 УТВЕРЖДАЮ ______________И.И. Седых директор МБОУ СОШ №75 приказ от 07.09.2020 № 179/1-о . Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Музыкальная пластика. Ритмика» Возраст обучающихся: 5-6лет Срок реализации: 2020-2021 учебный год Автор-составитель: Долгова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2021 Пояснительная записка Направленность программы «Музыкальная пластика, ритмика» - физкультурноспортивная. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Приказ Минобрнауки России от 09.01 2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). • Письмо Минобрнауки России 2016 от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Календарный учебный график С 01.09.2020 по 10. 09.2020 – комплектование групп обучающимися, входной мониторинг С 12.09.2020 по 30.12.2020 – реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы С 01.01.2021 по 10.01.2021 каникулы С 11.01.2021 по 30.05.2021 - реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы С 01.06.2021 по 31.08.2021- летние каникулы. Сроки реализации программы 1 год - Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий – 1 раз1а в неделю по 1 часу,36 часов в год, 36 недель. Занятия групповые: по 10-12 человек в группе. Цель программы - Развитие и воспитание у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Формирование навыков хореографической пластики, музыкальности, развитие их творческих способностей Задачи программы • Развить музыкальный слух, чувство ритма.музыкальную восприимчивость • Сформировать сценическую уверенность, чувство партнёрства память и Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 7 лет. Характеристика групп детского объединения: В данном объединение занимается 1 группа, все обучающие дошкольного возраста Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; • понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования. • присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства Предметными результатами изучения предмета являются; • Устойчивый интерес к музыке и различным видам или какому - либо виду музыкально-творческой деятельности, общее понятие о значении музыки в жизни человека, элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. • Формирования основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. • Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке ,классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей. Метапредметными результатами: • Общение и взаимодействие со сверстниками при решении различных музыкально творческих задач. • Выражать свое отношение к музыке в слове пластике, жесте, мимике. • Выразительно исполнять песни, петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле, воплощения различных художественных образов. • Эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования • Понимать содержание интонационно - образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) Высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей. • Узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов. • Понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр). • Испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы. в семье. Познавательные УУД • устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной. • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке. • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. • идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, • формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; Регулятивные УУД • владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; • оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной). • совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; Коммуникативные УУД • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; • самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов. Информационные УУД • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; • расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках; • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет; • самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; • расширения с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использования информации в проектноисследовательской деятельности. К концу освоения программы обучающиеся могут знать: – типы дыхание – значение специальных терминов и понятий. – основные упражнения артикуляционной гимнастики; – цикл упражнений на выравнивание и округление гласных; – цикл упражнений на распевание и настройку голосового аппарата; –приемы разучивания музыкального произведения, работы над текстом и художественным образом; К концу освоения программы обучающиеся могут знать: • комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию • основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения упражнений • элементы музыкальной грамоты • иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний • правила техники безопасности на уроке и в ДДТ Уметь: • эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды танцев, соответствующие программе • исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами • выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением различных движений • работать с реквизитом в танце • выполнять законы исполнительского мастерства • внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации работать коллективно, слаженно Сроки реализации программы 1 год - Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий – 1 раз в неделю • по часу, 36 часов, 36 недель. Занятия групповые: по 10 – 12 человек в группе. Содержание курса I.Вводный раздел. (1 час) Тема № 1.Вводное занятие. Ритмика и мы. - 1 час. II.Раздел: Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку. Тема №1. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. – 1 час Разминки: «Руки на пояс», «Делай так» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Буратино», «Незнайка» на развитие мышц и суставов рук и ног «Цветочек», «Куклы» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника. Тема №2. Марш, движение под маршевую музыку. - 6 часов Маршировка на месте и с продвижением вперед, назад и по кругу, марш в обход зала, в колонну через центр зала и по диагонали, марш со сменой ведущего, разучивание перестроения по 2 (в кругу). Тема №3. Набор танцевальных элементов. - 4 часа Шаг с носочка, шаг на полупальцах, шаг на пяточках, приставной шаг, пружинка, шаг с притопом, прыжки на месте (простые, с поджатыми ногами, с открыванием ног в сторону), бег, поскоки, галоп (боковой, прямой), со сменой направления, бег и шаг с высоким подниманием колена, шаг в полуприсяде, вынос пятки и носка вперед и в сторону, гармошка, приседания, повороты на месте, обход вокруг себя. Тема № 4. Упражнение на ориентирование в пространстве. - 4 часа Перемещение в обход зала по одному и в парах, перестроение в парах, построение в шеренгу, колонну, круг, полукруг. Свободное размещение в классе с возвратом, в шеренгу, колонну, круг, полукруг, расстановка в шахматном порядке. Упражнения на выдерживание дистанции: в кругу, в колонне, шеренге. Равнение в колонне, шеренге. Тема № 5. Упражнения и игры, активизирующие внимание. - 6 часов «Задом–наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Колобок», «Невод», «День и ночь», «Займи место первым», «Веселая змейка», различные эстафеты. Тема № 6. Основные законы исполнительского искусства. - 2 часа Применение на практике законов исполнительского искусства во время исполнения танцевальных упражнений и танцев. III. Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты. (12 часов) Тема №1. Слушание музыки. - 3 часа Практика: Прохлопывание музыкальных отрезков произведения. Тема №2. Разучивание песен. - 5 часов Практика: Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму. Тема №3. Элементы музыкальной грамоты. -4 часа Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа куплетной формы, жанров музыки (марш, танец, песня), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий. Календарно тематический план Музыкальная пластика . Ритмика. Всего часов теория № п/п дата Наименование разделов и тем 1 03.10 2 10.10 3 17.10 4 5 24.10 практика Форма Вводное занятие. Ритмика и мы. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. 1 0,3 0,7 Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. Маршировка на месте и с продвижением вперед, назад и по кругу марш в обход зала, в колонну 5через центр зала и по д6иагонали марш со сменой ведущего 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 контроля 6 разучивание перестроения по 2 (в кругу). 7 14.11 Шаг с носочка, шаг на полупальцах, шаг на пяточках, приставной шаг, пружинка, шаг с притопом 8 27.11 прыжки на месте (простые, с поджатыми ногами, с открыванием ног в сторону) 9 05.12 бег, поскоки, галоп (боковой, прямой), со сменой направления, бег и шаг с высоким подниманием колена 10 12.12. шаг в полуприсяде, вынос пятки и носка вперед и в сторону, гармошка, приседания, повороты на месте 11 19.12. Обход вокруг себя 12 26.12 Перемещение в обход зала по одному и в парах, перестроение в парах, построение в шеренгу, колонну, круг, полукруг 1 полугодие: 12 часов 13 Свободное размещение в классе с возвратом, в шеренгу, колонну, круг, полукруг, расстановка в шахматном порядке 14 Упражнения на выдерживание дистанции: в кругу, в колонне, шеренге. 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 15 16 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 17 18 19 20 21 22 7.11 Равнение в колонне, шеренге Упражнения и игры, активизирующие внимание: «Задом–наперед», «Кот и мыши «Зеркало», «Колобок «Невод», «День и ночь «Займи место первым», «Веселая змейка», Повторение всех игр,эстафеты Повторение всех игр,эстафеты Основные законы исполнительского искусства. Применение на практике законов исполнительского 23 искусства во время исполнения танцевальных упражнений и танцев Основные законы исполнительского искусства. Применение на практике законов исполнительского искусства во время исполнения танцевальных упражнений и танцев Слушание музыки. 1 0,3 0,7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Определение характера музыки 1 (веселый, грустный) 1 жанр музыки (марш, танец, песня) музыкальный размер, акцент, 1 регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий. 1 35 музыкальный размер, акцент, 1 регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий. 1 36 Концерт для мам 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Слушание музыки Слушание музыки Разучивание песен Разучивание песен Разучивание песен. Исполнение песен под фортепиано. Разучивание песен. Исполнение песен под фортепиано. Разучивание песен. Исполнение песен под минусовку. фонограмму 1 1 1