Приложение 1 к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 75, утвержденной педагогическим советом протокол № 9 от 31.05.2022 Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ 1.1 Личностные результаты В результате изучения предмета при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы следующие результаты: Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине - России; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного • уважение к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и края; ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: • признание индивидуальности каждого человека; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); • бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: • бережное отношение к природе; • неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. 1.2 Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: • выбирать источник получения информации; • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; • корректно и аргументированно высказывать свое мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); • готовить небольшие публичные выступления; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 1.3 Предметные результаты Приобретение школьниками знаний: - об экологии, о животных и растениях; - о принятых в обществе нормах поведения и общения с животными; - об основах отношения к животным и растениям; - о правилах конструктивной групповой работы; - об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; - о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; - о правилах проведения исследования. 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная дорога». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Тунгусский Метеорит». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Киберспорт». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Итоговое занятие. Квест «Читательская грамотность». 3 № Тема урока 1 Вводное занятие. Знакомство с учебником. Экскурсия в библиотеку. 2 Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания. 3 Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем задания. 4 Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Проверяем себя. Учимся оценивать. 5 6 7 8 9 Тематическое планирование. Кол-во часов 1 Использование ЭОР и ЦОР 1 1 1 Работа с эталонным заданием. «Тунгусский «Метеорит». Читаем текст, выполняем задания. Работа с эталонным заданием. «Тунгусский Метеорит». Проверяем себя. Учимся оценивать. 1 Модуль Беседа, «Школьный урок» дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Работа с книгой. Рассуждение. 1 Модуль Беседа, «Школьный урок» дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Работа с книгой. Рассуждение. 1 Итоговое занятие. Квест 1 «Читательская грамотность». Способ контроля Работа с книгой. Рассуждение. Работа с книгой. Рассуждение. 1 Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Читаем текст, выполняем задания. Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Проверяем себя. Учимся оценивать. Учет программы воспитания Модуль «Школьный урок» Электронный образовательный ресурс "Читательская грамотность" (игра) Модуль Беседа, «Школьный урок» дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Анализ текста