Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 75,
утвержденной педагогическим советом
протокол № 9 от 31.05.2022
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской
этики»
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
1.1 Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
•
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
•
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
•
понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
•
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
•
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
•
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое
мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
•
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
•
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
•
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;
•
понимать необходимость
бережного
духовным ценностям.
•
1
отношения
к
материальным и
1.2 Метапредметные результаты
•
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
•
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата,
вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
•
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
•
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
•
овладевать
логическими
действиями
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
•
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
•
ориентироваться
в
понятиях,
отражающих
нравственные
ценности
общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а
также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
•
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
2
применять логические действия и операции для решения учебных задач:
•
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
•
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать
свои суждения, приводить убедительные доказательства;
•
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
•
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать
её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
•
использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
•
разных
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
информационных
источниках,
в том
числе
в
Интернете
(в
условиях
контролируемого входа);
•
анализировать,
сравнивать
информацию,
представленную
в
разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
•
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
•
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учётом особенностей участников общения;
•
создавать
небольшие
тексты-описания,
тексты-рассуждения
для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
•
проявлять
осуществлении
учебной
самостоятельность,
деятельности
и
инициативность,
в
конкретных
организованность
жизненных
в
ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть
опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
3
•
проявлять
готовность
изменять
себя,
оценивать
свои
поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества;
проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
•
анализировать
ситуации,
отражающие
примеры
положительного
и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
•
действиям:
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
одобрять
нравственные
нормы
поведения;
осуждать
проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
•
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
•
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
•
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
•
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
1.3 Предметные результаты
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
4
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
•
раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
•
рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл
Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
•
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения
с мирянами и священнослужителями;
•
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
•
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
5
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость,
честность,
великодушие,
скромность,
верность,
терпение,
выдержка,
достойное
поведение, стремление к знаниям);
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
6
•
раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
•
рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост,
закят, дуа, зикр);
•
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах
поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
•
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам,
Маулид);
•
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними
родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;
•
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
•
рассказывать
о
художественной
культуре
в
исламской
традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети,
медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
7
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и
неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство
перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой
жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех
поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
•
раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),
бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание
ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
•
рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
8
•
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
•
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
•
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и
значение в буддийской культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
9
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение),
основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни
человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
•
раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах
иудаизма;
•
рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
•
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
•
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-
Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
•
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл
(магендовид) и значение в еврейской культуре;
10
•
рассказывать
о
художественной
культуре
в
иудейской
традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;
•
излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги,
кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
11
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;
•
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
•
раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об
основателях религий;
•
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах,
ритуалах, обычаях (1—2 примера);
•
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с
верующими;
•
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного
религиозного праздника каждой традиции);
•
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в
традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;
•
распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу),
объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов
России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях
религиозного
искусства
православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки
или звуковой среды);
12
•
становлении
излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
культуры
народов
России,
российского
общества,
российской
государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых
в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
13
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском
обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
•
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков,
исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского
общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь
к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
•
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
•
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания
детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных
семейных ценностей;
•
распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности,
законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
14
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
•
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на
трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
•
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики
•
на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
объяснять
•
своими
словами
роль
светской
(гражданской)
этики
в
становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
•
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
•
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
•
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило
нравственности.
Любовь
к
ближнему.
Отношение
к
труду.
Долг
и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
15
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое
правило
нравственности.
Любовь
к
ближнему.
Отношение
к
труду.
Долг
и
ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское
летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности
ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и
религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в
буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине
мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские
священные
сооружения.
Буддийский
храм.
Буддийский
календарь.
Праздники
в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и
религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в
России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции.
16
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и
мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы
в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы
морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
многоконфессионального народа России.
17
Патриотизм
многонационального
и