_Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики НОО

Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 75,
утвержденной педагогическим советом
протокол № 9 от 31.05.2022
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской
этики»
1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
1.1 Личностные результаты

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
•

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать

чувство гордости за свою Родину;
•

формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать

свою этническую и национальную принадлежность;
•

понимать значение гуманистических и демократических ценностных

ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
•

понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни

личности, семьи, общества;
•

осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную

религию или не исповедовать никакой религии;
•

строить своё общение, совместную деятельность на основе правил

коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое
мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
•

соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в

российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
•

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в

повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
•

понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной

культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;
•

понимать необходимость

бережного

духовным ценностям.
•

1

отношения

к

материальным и

1.2 Метапредметные результаты
•

овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной

деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
•

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата,

вносить

соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и

коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных

технологий

для

решения

различных

коммуникативных и познавательных задач;
•

совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления

информационного поиска для выполнения учебных заданий;
•

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
•

овладевать

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
•

совершенствовать организационные умения в области коллективной

деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
•

ориентироваться

в

понятиях,

отражающих

нравственные

ценности

общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а
также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
•

использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и

светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
2

применять логические действия и операции для решения учебных задач:

•

сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
•

признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать

свои суждения, приводить убедительные доказательства;
•

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные

образцы.
Работа с информацией:
•

воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать

её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
•

использовать разные средства для получения информации в соответствии с

поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
•

разных

находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
информационных

источниках,

в том

числе

в

Интернете

(в

условиях

контролируемого входа);
•

анализировать,

сравнивать

информацию,

представленную

в

разных

источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
•

использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных

притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
•

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать

вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учётом особенностей участников общения;
•

создавать

небольшие

тексты-описания,

тексты-рассуждения

для

воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
•

проявлять

осуществлении

учебной

самостоятельность,
деятельности

и

инициативность,
в

конкретных

организованность
жизненных

в

ситуациях;

контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть
опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

3

•

проявлять

готовность

изменять

себя,

оценивать

свои

поступки,

ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества;
проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
•

анализировать

ситуации,

отражающие

примеры

положительного

и

негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
•

действиям:

выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
одобрять

нравственные

нормы

поведения;

осуждать

проявление

несправедливости, жадности, нечестности, зла;
•

проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,

желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
•

выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым

качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
•

владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,

руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
•

готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и

дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
1.3 Предметные результаты
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
•

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного

развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•

выражать

своими

словами

понимание

значимости

нравственного

совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•

выражать понимание и принятие значения российских традиционных

духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•

рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их

значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•

раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной

культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
4

ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
•

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,

поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
•

раскрывать

своими

словами

первоначальные

представления

о

мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
•

рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет,

Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл
Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
•

рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно

храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения
с мирянами и священнослужителями;
•

рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая

Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
•

раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,

обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
•

распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл

(православный крест) и значение в православной культуре;
•

рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об

иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
•

излагать основные исторические сведения о возникновении православной

религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
•

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению

православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;

5

•

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на

этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
•

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,

отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),

народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности

человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
•

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного

развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•

выражать

своими

словами

понимание

значимости

нравственного

совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•

выражать понимание и принятие значения российских традиционных

духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•

рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной

морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
•

раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской

культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость,
честность,

великодушие,

скромность,

верность,

терпение,

выдержка,

достойное

поведение, стремление к знаниям);
•

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,

поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
6

•

раскрывать

своими

словами

первоначальные

представления

о

мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
•

рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка

Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост,
закят, дуа, зикр);
•

рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах

поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
•

рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам,

Маулид);
•

раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,

обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними
родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;
•

распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и

охарактеризовать назначение исламского орнамента;
•

рассказывать

о

художественной

культуре

в

исламской

традиции,

религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;
•

излагать основные исторические сведения о возникновении исламской

религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
•

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению

исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети,
медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на

этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
•

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,

отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;

7

•

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),

народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности

человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
•

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного

развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•

выражать

своими

словами

понимание

значимости

нравственного

самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•

выражать понимание и принятие значения российских традиционных

духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•

рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной

морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
•

раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской

культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и
неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство
перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой
жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех
поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
•

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,

поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
•

раскрывать

своими

словами

первоначальные

представления

о

мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),
бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание
ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
•

рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,

восьмеричном пути и карме;

8

•

рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах

поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
•

рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;

•

раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,

обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
•

распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и

значение в буддийской культуре;
•

рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;

•

излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской

религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
•

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению

буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
•

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на

этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
•

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,

отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),

народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности

человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.

9

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
•

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного

развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•

выражать

своими

словами

понимание

значимости

нравственного

совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•

выражать понимание и принятие значения российских традиционных

духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•

рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их

значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•

раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской

культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение),
основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни
человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;
•

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,

поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
•

раскрывать

своими

словами

первоначальные

представления

о

мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах
иудаизма;
•

рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде,

произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
•

рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах

поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
•

рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-

Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
•

раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,

обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
•

распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл

(магендовид) и значение в еврейской культуре;
10

•

рассказывать

о

художественной

культуре

в

иудейской

традиции,

каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной
атрибутике, одежде;
•

излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на

территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
•

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению

иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги,
кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на

этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
•

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,

отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),

народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности

человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
•

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного

развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•

выражать

своими

словами

понимание

значимости

нравственного

самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•

выражать понимание и принятие значения российских традиционных

духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
11

•

рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных

религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;
•

раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,

ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;
•

соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,

заповедями в традиционных религиях народов России;
•

раскрывать

своими

словами

первоначальные

представления

о

мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об
основателях религий;
•

рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России

(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах,
ритуалах, обычаях (1—2 примера);
•

рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)

традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с
верующими;
•

рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных

религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного
религиозного праздника каждой традиции);
•

раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье

(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в
традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;
•

распознавать религиозную символику традиционных религий народов

России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу),
объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
•

рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов

России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях

религиозного

искусства

православия,

ислама,

буддизма,

иудаизма

(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки
или звуковой среды);

12

•

становлении

излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
культуры

народов

России,

российского

общества,

российской

государственности;
•

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению

исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
•

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на

этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
•

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,

отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•

называть традиционные религии в России, народы России, для которых

традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности

человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
•

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного

развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
•

выражать

своими

словами

понимание

значимости

нравственного

самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•

выражать понимание и принятие значения российских традиционных

духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
•

рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых

в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на

13

российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
•

раскрывать основное содержание нравственных категорий российской

светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском
обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
•

высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в

жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;
•

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,

поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
•

раскрывать своими словами первоначальные представления об основных

нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков,
исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского
общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь
к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
•

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,

общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
•

раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на

основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания
детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных
семейных ценностей;
•

распознавать российскую государственную символику, символику своего

региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности,
законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

14

рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой

•

деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на
трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о

•

культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики

•

на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
объяснять

•

своими

словами

роль

светской

(гражданской)

этики

в

становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению

•

исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на

•

этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,

•

отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
•

называть традиционные религии в России, народы России, для которых

традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности

человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило

нравственности.

Любовь

к

ближнему.

Отношение

к

труду.

Долг

и

ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство

15

(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое
правило

нравственности.

Любовь

к

ближнему.

Отношение

к

труду.

Долг

и

ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское
летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности
ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и
религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в
буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине
мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские
священные

сооружения.

Буддийский

храм.

Буддийский

календарь.

Праздники

в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и
религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в
России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции.

16

Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и
мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы
в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы
морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

многоконфессионального народа России.

17

Патриотизм

многонационального

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».