РП ВД СОО Медиатор 2022

Приложение 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования МБОУ СОШ № 75
Программа внеурочной деятельности
«Я-медиатор»
Направленность программы - социальная
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ СОШ № 75 на 2022-2023 учебный год.
№

11А

Наименование курса

«Я-медиатор»

Кол-во

Кол-во

групп

часов

всего

всего

1

35

Кол-во часов на группу в
неделю

1

Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1
часу, 35 часов в год, 365 недель. Занятия групповые: по 10-12 человек в группе
Адресность: обучающиеся 11 класса
Общая характеристика курса
В школе, где обучаются несовершеннолетние из разных социальных слоев, неминуемо
возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к
этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу за свой статус – то
получается «гремучая смесь», разбираться с которой приходится администрации школы. Но
на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.
Поскольку в школьной жизни, в настоящее время, по данным исследований, одной
из причин понижения эмоционального состояния педагогов и снижения значимости самой
профессии являются школьные конфликты (на разбор которых порой уходит большая часть
внеучебного времени педагога), мы считаем нужным ввести в школе службу примирения,
которая будет заниматься большей частью решения этих самых конфликтов и тем самым
освободит педагогов от некоторых стрессовых ситуаций и даст возможность установить
между субъектами образовательного процесса отношения, основанные на понимании
другого человека (будь то педагог или ученик). Работать в службе примирения школьными
медиаторами будут обучающиеся уровня среднего общего образования, прошедшие
подготовку по программе «Юный медиатор».
Цель программы: повышение у обучающихся уровня толерантности к фрустрации,
т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие
(устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса:
сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью
дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную
ситуацию.
Задачи:
•
Формировать ценности и ориентацию на здоровый образ жизни;
•
Повышать адаптивность обучающихся, исходя из их социального опыта,
возможностей и психического состояния;
•
Формировать позитивные отношения подростка к самому себе и
окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;
•
Развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны
общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
•
Расширить круг видения проблемы за счет мнений других;

Развить способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и
умения находить конструктивные пути выхода из нее;
•
Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
•
Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения
людей и событий;
•
Формировать готовность в оказании помощи сверстникам по разрешению
конфликтных ситуаций.
Структура Программы:
1-й блок– диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление
лидеров).
2-й блок– теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями
конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий
протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр. Подростки на
практике учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто
встречающихся конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной
проблематике)
3-й блок– отработка навыков ведения медиативных процедур.
Ожидаемые результаты:
•
сформированные представления участников о медиации и этапах работы
медиатора, специфики конфликтов;
•
умение участников дифференцировать случаи, подходящие для медиации,
анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную
деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов
восстановительной медиации;
•
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
•
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•

Содержание курса
I Блок. Введение. Мы – медиаторы!
Знакомство обучающихся с процедурой, принципами и целями медиации.
Расширение представлений подростков о содержании работы медиатора.
Выполняются упражнения «Ожидание», «Бутылка с Пиратского корабля», «Интервью».
II Блок. Прикладная конфликтология.
Расширение представлений о психологической сущности конфликта.
Упражнения «Конфликт по буквам», «Снежинка» Расширение представлений о причинах
конфликта.
Упражнения «Если конфликт это …», составление памятки «Правила бесконфликтного
общения».
Расширение представлений о возможностях управления конфликта на основе анализа
противоречий. Упражнения «Армрестлинг», групповое проигрывание конфликта.
III Блок. Технологии медиации.
Формирование представлений о структуре медиации.
Работа в малых группах: знакомство с этапами медиации.
Работа в малых группах: анализ кейсовых ситуаций.
Создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и
формирования навыков ее осуществления.
Упражнение «Бинго-Формуляр» Формирование представлений о роли чувств в жизни
человека. Формы проживания чувств. Разъяснить, что такое «Эмоция», учить детей управлять
своими эмоциями, рассказать о влиянии положительных и отрицательных эмоций на организм

человека; Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное
состояние.
Тест «Ваши эмоции», упражнения «Польза и вред эмоции». Игры и упражнения на развитие
вербальных и невербальных способах общения.
Создание условий для выявления закономерностей эффективной позиции слушателя и
формирование навыков ее осуществления.
Упражнение «Умею ли я слушать», мини-лекция «Техники активного слушания», отработка
навыков активного слушания Создание условий для выявления и анализа барьеров в общении.
Упражнение «Роли», работа в парах «Условия бесконфликтного общения, упражнение «Барьеры»
Игры и упражнения как метод обучения разрешения конфликта.Создание условий для поддержания
мотивации к освоению навыков медиации школьных конфликтов. Групповые медиации. Создание
условий для усвоения технологии организации медиации. Упражнение «Приветствие», работа в
малых группах, «упражнение «Разговор». Создание условий для освоения технологии основного
этапа медиации. Упражнения• «Крест-параллель»,» Карта конфликта», работа в малых группах,
упражнения «Выход из контакта», «Волк и семеро козлят». Создание условий для рефлексии
потенциальных трудностей в процессе медиации и• возможностей их преодоления. Упражнение
«Ответ без размышления», «Шапка вопросов», «Рецепт хорошей медиации».
IV Блок Мотивационное решето. Создание условий для рефлексии собственных
личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора. Упражнения «Качества
медиатора», «Рассказ от имени предмета», «Мотивация медиатора».
V Блок Итоговый блок. Контроль достижений, создание условий для рефлексии
участниками собственных успехов. Итоговая викторин: проверяем теоретическую и практическую
подготовленность.

№

Тема занятия

Тематическое планирование
Всего, Количество часов
час
Аудиторные Внеуади

Характеристика
деятельности
обучающихся

торные
1

Мы – медиаторы! - 2 часа

1.1

Вводный урок. Что такое 1
медиация?

1

Участие в беседе.
Просмотр
видеофрагментов,
дискуссия

1.2

Медатор – это круто!

1

Дискуссия,
знакомство
представителями
ШСП

1

с

2.

Диагностический этап – 4 часа

2.1

Как
я
реагирую
сложности?

на 1

1

Опросник
БассаДарки
для
диагностики
агрессивных
и
враждебных реакций

2.2

Мой стиль поведения в 1
конфликте

1

Тест Томаса-Килмена
для
определения
доминирующей
модели поведения в

конфликтной
ситуации

2.3

Как я веду переговоры?

1

1

Диагностика
выявления
особенностей ведения
переговоров

2.4

Какой я?

1

1

Тест
«Рука»
исследования
особенностей
личности

3.

Эмоции – 7часов

3.1

Особенности
эмоционального общения.

1

3.2

Как
развить
навыки
самообладания
при
общении с неприятными
вам людьми

1

1

Игровые ситуации

3.3

Эмоции и чувства

1

1

Дискуссия, элементы
тренинга

3.4

Психические состояния и их
свойства

1

3.5

Как
управлять
своим
состоянием и как его
изменить

1

3.6

Стресс

1

1

Отработка
навыков
стрессоустойчивого
поведения

3.7

Трудные
развитие

1

1

Участие в беседе,
просмотр
видеофрагментов,
обсуждение

4.

Невербальная коммуникация – 5 часов

4.1

Что такое невербальная
коммуникация?

ситуации

и

1

для

Тренинг
положительного
эмоционального
контакта

1

Участие в беседе,
просмотр
видеофрагментов
Игровые ситуации

1

Дискуссия, элементы
тренинга

4.2

Зоны общения

1

1

Участие в беседе

4.3

Жесты руками

1

1

Игровые ситуации

4.4

Жесты кистями и руками

1

1

Дискуссия, элементы
тренинга

4.5

1

1

Игровые ситуации

5.

Мошенничество, сомнение,
ложь
Толерантность – 4 часа

5.1

Понятие толерантности

1

1

Участие в беседе

5.2

Толерантная личность

1

1

Игровые ситуации

3.3

Границы толерантности

1

1

Дискуссия, элементы
тренинга

5.4

Барьеры в общении

1

1

Игровые ситуации

6

Конфликты – 6 часов

6.1

Понятие «конфликт»

1

1

6.2

Основные
стадии
протекания конфликта.

1

1

6.3

Основные
стратегии
поведения в конфликтной
ситуации

1

6.4

Взаимодействии
конфликте

1

6.5.

Самоконтроль в общении.

1

1

6.6

Анализ
и
разрешение
конфликтных ситуаций

1

1

5.

Миру – мир! 4 часа

в

1

1

5.1

1

1

Проведение
флешмоба в школе

2

2

Подготовка
проведение
тематических
классных часов

Акция «В мире со всеми»
5.2
Классные
дружбы»
6.

часы

«Мост

В кругу друзей – 2 часа

6.1

1

1

Заполнение
анкет.
Формирование
состава
школьной
службы примирения

1

1

Оформление стенда
«Юные медиаторы»

Чему мы научились?
6.2

Так кто же вы такие,
школьные медиаторы?

Итого: 35 часов

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
№

и

Фамилия Имя

Значение
специальных
терминов и
понятий.

Участие в
тренингах,
конференциях

Организация
флешмобов

Поведение
процедур


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».