_Рабочая программа Родной язык (русский) НОО-1

Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 75,
утвержденной педагогическим советом
протокол № 9 от 31.05.2022
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)»
1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1 Личностные результаты

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
—

становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе

через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,

понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
—

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного

края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
—

уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе

примеров из художественных произведений;
—

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и

ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
—

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный

жизненный и читательский опыт;
—

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с

использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического

и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);

1

эстетического воспитания:
—

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
—

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в

том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
—

бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
—

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря

примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
экологического воспитания:
—

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

—

неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:
—

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе

первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
1.2 Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия
2

Базовые логические действия:
•

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для

сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
•

объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

•

определять существенный признак для классификации языковых единиц;

классифицировать языковые единицы;
•

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе

предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
•

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической

задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
•

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за

языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
•

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового

объекта, речевой ситуации;
•

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану
несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану
проектное задание;
•

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала;
•

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
•

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения

запрашиваемой информации, для уточнения;
•

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде

информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

3

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно

•

или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,

•
законных

представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
•

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую

информацию в соответствии с учебной задачей;
•

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,

схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
•

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются

коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
•

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
•

признавать возможность существования разных точек зрения;

•

корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое

высказывание в соответствии с поставленной
•

задачей;

•

создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
•

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и

групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;
•

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту

выступления.
Совместная деятельность:
•

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с

учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
4

•

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по

её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
•

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,

самостоятельно разрешать конфликты;
•

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий

результат;
•

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные

образцы.
•

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются

регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
•

планировать действия по решению учебной задачи для получения

результата;
•

выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
•

устанавливать

причины

успеха/неудач

учебной

деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
•

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по

выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
•

находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом,

находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
•

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,

объективно оценивать их по предложенным критериям.

5

1.3 Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет
обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как
отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского
народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному
наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
•

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,

обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
•

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;
•

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными

темами;
•

осознавать

важность

соблюдения

норм

современного

русского

литературного языка для культурного человека;
•

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

•

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

•

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского

литературного языка (в рамках изученного);
•

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно

соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной

речевой ситуации;
•

уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и

завершение диалога и др.);
•

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

•

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и

чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
6

•

владеть

различными

приёмами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
•

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

выделять в нём наиболее существенные факты.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
•

осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего

народа;
•

осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;

•

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,

обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь,
детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной
тематике;
•

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;
•

понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;

связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
•

понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую

культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
•

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

•

осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;

•

соблюдать

основные

лексические

нормы

современного

русского

литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое
наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
•

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

•

пользоваться

учебными

толковыми

словарями

учебными

фразеологическими

для

определения

лексического значения слова;
•

пользоваться

словарями,

учебными

словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
•

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного

написания слов;
7

•

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной

речевой ситуации;
•

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

•

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
•

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и

чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
•

владеть

различными

приёмами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
•

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
•

строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-

добавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
•

создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

•

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных

праздниках.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
•

осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского

•

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения

языка;
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова,
называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова,
называющие музыкальные инструменты);
•

распознавать

русские

традиционные

сказочные

образы,

эпитеты

и

сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;
•

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;
•

понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,

связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
•

понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую

культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
8

изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
•

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского

литературного языка (в рамках изученного);
•

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

•

использовать

учебный

орфоэпический

словарь

для

определения

нормативного произношения слова, вариантов произношения;
•

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно

соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

•

правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён

существительных;
•

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,

связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного
в числе, роде, падеже;
•

пользоваться

учебными

толковыми

словарями

для

определения

лексического значения слова;
•

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного

написания слов;
•

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной

речевой ситуации;
•

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

•

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
•

выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией

общения;
•

владеть

различными

приёмами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
•

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
•

проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или

их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.), определять языковые особенностей текстов;
•

выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
9

•

создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с

народными промыслами;
•

создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов

аргументации;
•

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления;
•

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или

с целью более точной передачи смысла.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
•

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения

(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
•

распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение

эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
•

осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

•

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;
•

понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;

связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
•

понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую

культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
•

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского

литературного языка (в рамках изученного);
•

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского

литературного языка (в рамках изученного);
•

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

•

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно

соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
10

•

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых

нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
•

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,

связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
•

редактировать письменный текст с целью исправления грамматических

ошибок;
•

соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при

записи собственного текста (в рамках изученного);
•

пользоваться

учебными

толковыми

словарями

для

определения

лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
•

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного

написания слов;
•

пользоваться

учебным

этимологическим

словарём

для

уточнения

происхождения слова;
•

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной

речевой ситуации;
•

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

•

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
•

выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией

общения;
•

строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-

добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
•

владеть

различными

приёмами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
•

владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-

познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
•

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
•

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать

причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
•

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

•

приводить объяснения заголовка текста;
11

•

владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

•

владеть умениями информационной переработки прослушанного или

прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;
•

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных

праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
•

создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять

сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;
•

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления;
•

редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления

речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
•

редактировать

собственные тексты с целью

совершенствования

их

содержания и формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.
2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
•

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы

современного русского алфавита.
•

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки

и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с
национально-культурной

семантикой,

обозначающие

предметы

традиционного

русского быта:
•

1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,

светлица, светец, лучина и т.д.);
•

2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,

сарафан, лапти и т. д.).
•

Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках,

прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
•

Как

нельзя

произносить

слова

предупреждению ошибок в произношении слов).
•

Смыслоразличительная роль ударения.
12

(пропедевтическая

работа

по

Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за

•

сочетаемостью

слов

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению

ошибок

в

сочетаемости слов).
СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

•

Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как
вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и
виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных

•

текстов об истории языка и культуре русского народа.
2 КЛАСС
РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,

•

ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с

•

предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих

в

разных

языках

общий

смысл,

но

различную

образную

форму

(например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?»
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
•

Как

правильно

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
•

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места

ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
•

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок,

в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
•

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью

•

Совершенствование орфографических навыков.

слов.
13

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
•

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,

сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
(например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
•

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения

в учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм
обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использование обращений
ты и вы.
•

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
•

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:

лексический повтор, местоименный повтор.
•

Создание

текстов-повествований:

заметки

о

посещении

музеев;

повествование об участии в народных праздниках.
•

Создание

текста:

развёрнутое

толкование

значения

слова.

Анализ

информации прочитанного и прослушанного текста:
•

различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее

существенных фактов; установление логической связи между фактами.
3 КЛАСС
РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
•

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с

особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь,
друг — недруг, брат — братство — побратим).
•

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие

природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега;
названия растений).
•

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие

занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
•

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие

музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
•

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,

Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений,
наблюдение

за использованием

в

произведениях

литературы.
14

фольклора и

художественной

•

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих

названий.
•

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих

имени и фамилии (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
•

Как

правильно

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
•

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки

значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка,
книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т.
п.) (на практическом уровне).
•

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории

рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного
падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на
практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или
только форму множественного числа (в рамках изученного).
•

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
•

Особенности устного выступления.

•

Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в

мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с
использованием

различных

способов

аргументации

(в

рамках

изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном курсе).
•

Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их

фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов.
4 КЛАСС
РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
•

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с

качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный,
благодарный,

бескорыстный);

связанные с
15

обучением.

Лексические

единицы

с

национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения (например,
матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
•

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с

качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от
корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих
общий смысл, но различную образную форму.
•

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за

использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
•

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

Русские слова в языках других народов.
•

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?

(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Сравнение толкований
слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках
других народов.
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
•

Как

правильно

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
•

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа

настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за
синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
•

История

возникновения

и

функции

знаков

препинания (в рамках

изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления
текста.
СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
•

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

•

Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и

художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
•

Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция

заголовков. Типы заголовков.
•

Соотношение

частей

прочитанного

или

прослушанного

текста:

установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между
абзацами текста. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
16

•

Создание

текста

как

результата

собственной

исследовательской

деятельности.
•

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных
и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление первоначального и отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
•

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

17

3

Тематическое планирование
1 КЛАСС

Наименование разделов и
тематических модулей программы

Кол-во
часов

Использование
ЦОР и ЭОР

Способ
контроля

Секреты речи и текста (8 ч.)
Общение. Устная и письменная речь.

Учет
программы
воспитания

2

РЭШ

Модуль
Школьный
урок

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Стандартные обороты речи для
участия
в
диалоге:
Как
приветствовать
взрослого
и
сверстника? Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как
правильно
отблагодарить?
Этикетные формы обращения в
официальной
и
неофициальной
речевой ситуации.
Правила корректного речевого
поведения в ходе диалога;
использование в речи языковых
средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации
общения. Секреты диалога: учимся
разговаривать друг с другом и со
взрослыми.
Имена в малых жанрах фольклора

. Цели и виды вопросов: вопросуточнение, вопрос как запрос на
новое содержание.

Язык вдействии (10 ч.)
Роль логического ударения.

2

РЭШ

Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

1

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

1

РЭШ

2

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

3

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс

18

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Звукопись в стихотворном
художественном тексте.

1

Как нельзя произносить слова:
пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов.
Смыслоразличительная роль
ударения.

4

Наблюдение за сочетаемостью слов:
пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
сочетаемости слов.

2

Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)
Сведения об истории русской
4
письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление красной
строки
и
заставок.
Значение
устаревших слов данной тематики.
Русские пословицы и поговорки,
связанные
с
письменностью.
Различные приёмы слушания научнопознавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре
русского народа. Различные приёмы
слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа.
Лексические
единицы
с
4
национально-культурной
семантикой,
обозначающие
предметы традиционного русского
быта: дом в старину: что как
называлось (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина и
т.д.). Значение устаревших слов
указанной
тематики.
Русские
пословицы и поговорки, связанные с
жилищем.
Различные
приемы
слушания научно-познавательных и

РЭШ

РЭШ

РЭШ

внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

19

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа.
Различные
приемы
научнопознавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре
русского народа.
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие
предметы традиционного русского
быта: как называлось то, во что
одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т.д.).
Значение устаревших слов указанной
тематики. Русские пословицы и
поговорки, связанные с одеждой.
Различные приемы слушания научнопознавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре
русского народа.
Секреты речи и текста (1 ч.)
Наблюдение за текстами разной
стилистической
принадлежности.
Составление
текстов.
Анализ
информации
прочитанного
и
прослушанного текста: выделение в
нем наиболее существенных фактов.

4

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

1

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

2 КЛАСС
Наименование разделов и
тематических модулей программы

Кол-во
часов

Использование
ЦОР и ЭОР

Учет
программы
воспитания

Способ
контроля

РЭШ

Модуль
Школьный
урок

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч.)
Что и как могут рассказать слова об
2
одежде. Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие одежду.
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского
быта: одежда..
Что и как могут рассказать слова о
8
еде.
Лексические
единицы
с
национально-культурной

Модуль курс
внеурочной
деятельности
РЭШ

20

Модуль
Школьный
урок

Устный
опрос.
Письменны

семантикой,
обозначающие
предметы традиционного русского
быта: русская кухня. Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых связано с
предметами
и
явлениями
традиционного русского быта: еда.
Что и как могут рассказать слова о
детских забавах. Лексические
единицы с национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского
быта: детские забавы, игры и
игрушки. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского
быта: детские игры, забавы.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского
быта: слова, называющие домашнюю
утварь. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского
быта: домашняя утварь.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского
быта: слова, связанные с традицией
русского чаепития. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых связано с
предметами и явлениями
традиционного русского быта:
традиция чаепития.
Язык вдействии (15 ч.)
Пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов в речи.
Смыслоразличительная роль
ударения. Наблюдение за
изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со
словарем ударений.
Синонимы и антонимы.

Модуль курс
внеурочной
деятельности

7

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

3

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

5

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

3

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

4

РЭШ

21

Модуль
Школьный
урок

й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Происхождение пословиц и
фразеологизмов.

Разные способы толкования значения
слов.

Учимся читать стихи и сказки.

Секреты речи и текста (25 ч.)
Диалог.
Приемы
обещния.
Особенности
русского
речевого
этикета.
Устойчивые
этикетные
выражения
в
учебно-научной
коммуникации: формы обращения;
использование обращений ты и вы.

2

РЭШ

3

РЭШ

3

РЭШ

4

РЭШ

Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста: отличение
главныых фактов от второстепенных;
выделение наиболее существенных
фактов; установление логической
связи между фактами. Создание
текста:
развернутое
толкование
значения слова
Связь
предложений
в
тексте.
Практическое овладение средствами
связи:
лексический
повтор,
местоименный повтор.

4

Создание
текстов
инструкций.
Создание
текстов-повествований:
заметки о посещении музеев:
повествование
об
участии
в
народных праздниках.

8

РЭШ

Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

7

РЭШ

РЭШ

22

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
ответ
как
монологической устной
научной речи.

жанр
учебно-

2

РЭШ

деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

Резервное время- 3 часа

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

3 КЛАСС
Наименование разделов и
тематических модулей программы

Кол-во
часов

Использование
ЦОР и ЭОР

Учет
программы
воспитания

Способ
контроля

РЭШ

Модуль
Школьный
урок

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч.)
Что и как слова могут рассказывать
4
об отношениях между людьми.
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
связанные
с
особенностями мировосприятия и
отношений
между
людьми,
например, правда - ложь, друг недруг, брат - братнство - побратим.
Синонимы. Антонимы. Оттенки
значений. Слова с суффиксами
оценки. Гнезда слов с корнями -брат, -друг-. Жизнь слова (на примере
слова дружина): что обозначало в
разные
времена,
почему
сохранилось? Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых отражены
особенности
мировосприятия
и
отношений между людьми.
Что и как могут рассказать слова о
11
природе. Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, называющие природные
явления и растения, например,
образные названия ветра, дождя,
снега;
названия
растений.
"Говорящие" слова: названия дождя,
снега, ветра; названия растений.
Диалектные слова: почему одно
явление получает разные названия?
Лексическая
сочетаемость
слов.
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, в которых отражены
природные явления.
Что и как могут рассказать слова о
3

Модуль курс
внеурочной
деятельности

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

РЭШ
23

Модуль

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный

занятиях людей и профессиях.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, называющие занятия
людей, например, плотник, столяр,
врач, ямщик, извозчик, коробейник.
Способы толкования значения слова:
с помощью родственных слов, с
помощью синонимов. Устаревшие
слова. Жизнь слова: отражение
занятий людей в фамилиях,
названиях улиц.
Что и как могут рассказать слова о
занятиях людей. Лексические
единицы с национально-культурной
семантикой, называющие
музыкальные инструменты,
например, гудок, рожок, балалайка,
гусли, гармонь. "Говорящие" слова.
Прямое и переносное значение слов.
Многозначные слова. Жизнь слова:
изменение значения слова (на
примере слов гудеть, гармошка и
т.п.)
Названия старинных русских
городов, происхождение названий.
История городов, сохранившаяся в
названиях улиц и площадей.

Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

2

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

3

Русские традиционные сказочные
образы, эпитеты и сравнения,
например, Снегурочка, дубравка,
сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.:
уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях
фольклора и художественной
литературы.
Язык вдействии (15 ч.)
Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить различные
оттенки значения и различную
оценку, как специфическая
особенность русского языка.

2

Специфика грамматической
категории рода имен
существительных в русском языке.

3

РЭШ

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

3

РЭШ

РЭШ

24

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс

опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Существительные, имеющие только
форму единственного или только
форму множественного числа.

3

Практическое овладение нормами
употребления форм имен
существительных (родительный
падеж множественного числа).

3

Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления
предлогов с пространственным
значением, образования предложнопадежных форм существительных.

3

Секреты речи и текста (25 ч.)
Особенности устного выступления.

Создание текстов-рассуждений с
использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).

РЭШ

РЭШ

РЭШ

внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

4

РЭШ

5

Редактирование
предложенных
текстов с целью совершенствования
их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе).

10

Создание текстов-повествований о
путешествии по городам; об участии
в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.

4

РЭШ

РЭШ

РЭШ

25

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Особенности устного выступления.

1

РЭШ

Модуль курс
внеурочной
деятельности

Резервное время-3 ч.
4
Наименование разделов и
тематических модулей программы

Модуль
Школьный
урок

Кол-во
часов

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

КЛАСС

Использование
ЦОР и ЭОР

Учет
программы
воспитания

Способ
контроля

РЭШ

Модуль
Школьный
урок

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)
Что и как могут рассказать слова об
2
обучении. Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, связанные с обучением.
Пословицы,
поговорки
и
фразеологизмы,
возникновение
которых
связано
с
учением,
например, от корки до корки и т д.
Что и как могут рассказать слова о
2
родственных отношениях в семье.
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие
родственные
отношения,
например, матушка,
батюшка,
братец,
сестрица,
мачеха,
падчерица. Пословицы, поговорки и
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с родственными
отношениями, например, вся семья
вместе, так и душа на месте и т. д.
Русские традиционные эпитеты:
3
уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях
фольклора и художественной
литературы. Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, связанные с качествами
и чувствами людей, например,
добросердечный, доброжелательный,
благодарный, бескорыстный и т.д.
Пословицы, поговорки и
2
фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей. Сравнение с
пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов,

Модуль курс
внеурочной
деятельности
РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной

26

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

имеющих в разных языках общий
смысл, но различную образную
форму.
Лексика, заимствованная русским
языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других
народов. Сравнение толкований слов
в словаре В.И. Даля и современном
толковом словаре.
Язык вдействии (6 ч.)
Трудные случаи образования формы
1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени
глаголов (на пропедевтическом
уровне).

деятельности
3

2

3

История возникновения и функции
знаков препинания (в рамках
изученного). Совершенствование
навыков правильного
пунктуационного оформления текста.

1

Особенности озаглавливания текста.

Соотношение частей прочитанного
или
прослушанного
текста:
установление
причинноследственных
отношений
этих

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на
уровне словосочетаний и
предложений (на пропедевтическом
уровне).

Секреты речи и текста (12 ч.)
Правила
ведения
диалога:
корректные и некорректные вопросы.

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

1

РЭШ

2

РЭШ

1

РЭШ

27

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

частей, логических связей между
абзацами текста. Составление плана
текста, не разделенного на абзацы.
Информационная
переработка
прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица
(на практическом уровне). Приёмы
работы с примечаниями к тексту.

2

Оценивание устных и письменных
речевых высказываний с точки
зрения
точного,
уместного
и
выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и
отредактированного
текстов.
Практический опыт использования
учебных словарей в процессе
редактирования текста.

5

Синонимия речевых формул (на
практическом уровне). Создание
текста как результата собственной
исследовательской деятельности.

1

РЭШ

РЭШ

Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности
Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

РЭШ

Модуль
Школьный
урок
Модуль курс
внеурочной
деятельности

Резервное время-4 ч.

28

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.

Устный
опрос.
Письменны
й контроль.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».