ИКТ - ГРАМОТНОСТЬ-1

Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ СОШ № 75,
утвержденной педагогическим советом
протокол № 9 от 31.05.2022
Рабочая программа по предмету «ИКТ - грамотность»
Планируемые результаты обучения
Изучение предмета «ИКТ-грамотность» в 5–6 классах направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации, обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
• ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного
общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации
современного общества
Духовно-нравственное воспитание:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет
Гражданское воспитание:
• представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных,
познавательных
задач,
создании
учебных
проектов;
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков
Ценности научного познания:
•
наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию;
любознательность; стремление к самообразованию;
• овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
•
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
•
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ
Трудовое воспитание:
•
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием
и
информационными технологиями, основанных на достижениях науки
информатики и научно технического прогресса

Экологическое воспитание:
• наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в
виртуальном пространстве
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями
познавательными, коммуникативными, регулятивными

по
—

Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
• применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями;
• оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
• запоминать и систематизировать информацию
Универсальные и коммуникативные действия
Общение:
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично
представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов

Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
• принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчёта перед группой
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
• составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект:
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
Принятие себя и других:
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа
• к любым объёмам информации
Предметные результаты
5 класс
• соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного
поведения в Интернете;
• называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
•
понимать содержание понятий «программное обеспечение»,
• «операционная система», «файл»;
• искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
• запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
• пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа
управления исполнителем», «искусственный интеллект»;

•

•

•
•

составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать
правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать
документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты
графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую
информацию

6 класс
• ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное
имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
• работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и
удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
• защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного
программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему
или распространяемых отдельно средств защиты;
• пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;
• иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма
данных;
• сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
• разбивать задачи на подзадачи;
• составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами;
• объяснять различие между растровой и векторной графикой;
• создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации
создаваемых документов;
• создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
• создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации
Основное содержание курса
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное
вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства.
Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор.
Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для
компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения),
системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение
работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет
Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые
системы. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете.
Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через

географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль
зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с
информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная)
информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к
файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами
операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.
Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных
систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача
информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к
двоичному. Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества
информации— двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография,
запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на
подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с
параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных
рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью
списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в
текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы.
Гиперссылки.
Тематическое планирование
№

Разделы курса

5 класс
Компьютер — универсальное вычисли1 тельное
устройство,
работающее
по
программе
2 Программы для компьютеров.
Файлыипапки
Сеть Интернет. Правила безопасного
3
поведения в Интернете
4 Текстовый редактор
Итого:
6 класс

Количество часов
Кол-во
к/р
общее теория практика
1

0,5

0,5

1

2

1

1

1

2

1

1

1

3
8

1
3,5

2
4,5

1
4

1
2

Компьютер. Файловая система компьютера
Защитаот вредоносных программ
измерения информации. Двоичный
3 Единицы
код
4 Основные алгоритмические конструкции
Итого:

1
1
2

0,5
0,5
1

0,5
0,5
1

1
1

4
8

2
4

2
4

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».