ХИМИЯ-1

Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ СОШ № 75,
утвержденной педагогическим советом
протокол № 9 от 31.05.2022
Рабочая программа по предмету «Химия»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1 Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1) Гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей;


активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества,

родного края, страны;


неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;



понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;



представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,

социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;


представление о способах противодействия коррупции;



готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к

взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;


готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь

людям, нуждающимся в ней).
2) Патриотического воспитания:


осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;


ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,

искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;


уважение к символам России, государственным праздникам, историческому

и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
3)

Духовно-нравственного воспитания:



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора;


готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки

других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;



активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность

личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4)

Эстетического воспитания:



восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего

и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;


понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических

культурных традиций и народного творчества;


стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5)

Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:


осознание ценности жизни;



ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ

жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);


осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;


соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного

поведения в интернет-среде;


способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;


умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение

управлять собственным эмоциональным состоянием;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и

такого же права другого человека.
6)

Трудового воспитания:



установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;


интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в

том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

2



осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;


готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и

жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7)

Экологического воспитания:



ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для

решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;


повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального

характера экологических проблем и путей их решения;


активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;



осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи

природной, технологической и социальной сред;


готовность

к

участию

в практической деятельности

экологической

направленности.
8) Ценности научного познания:


ориентация в деятельности на современную систему научных представлений

об основныхзакономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;


овладение языковой и читательской культурой как средством познания



овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка

мира;
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
1.2 Метапредметные результаты
1)

Регулятивные



Умение

планировать

собственную

деятельность

в

соответствии

с

поставленной задачей и условиями её реализации.


Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в

их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок.


Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или

слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение
всего урока, а не только фрагмента и т.д.
3



Самостоятельно организовывать своё рабочее место.



Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.



Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.



Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,

жизненных ситуациях под руководством учителя.


Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с

выводами в учебнике.


Развивать

смысловое

чтение,

включая

умение

определять

тему,

прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять
основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов.
2)

Познавательные



Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.



Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.



Умение

осуществлять

информационный

поиск,

сбор

и

выделение

существенной информации из различных источников.


Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.



Умение использовать знаково-символические средства для

создания

моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач;


Работать

с

прослушанным/прочитанным

текстом:

определить

тему,

прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать
логическую последовательность основных фактов;


Осуществлять

информационный

поиск,

в

том

числе

с

помощью

компьютерных средств;


Выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;



Осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной

коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами языка;


Оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра,

макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);


Сделать электронную презентацию.

3)

Коммуникативные



Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных

проблем.

4



Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном

обсуждении проблемы.


Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми.


Владение монологической и диалогической формами речи.



Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
1.3 Предметные результаты

В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного

данной

примерной

рабочей

программой,

выделяют:

освоенные

обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для
предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся следующих
умений:
8 КЛАСС
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём,
оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реакции;
ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор,
массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать
понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в
5

Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму
Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа
(А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить
обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям);
6) классифицировать химические

элементы;

неорганические

вещества;

химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную

молекулярную

и

молярную

массы

веществ;

массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества
в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез,
сравнение,

обобщение,

систематизацию,

классификацию,

выявление

причинно-

следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций;
естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование,
эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования
оборудованием,

а

также

правилам

химической

обращения

посудой

с веществами

и
в

лабораторным
соответствии

с

инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с
определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить
химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью
индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).

9 КЛАСС
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
6

электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции,

окислитель,

восстановитель,

окисление

и

восстановление,

аллотропия,

амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность

и

степень

окисления

химических

элементов в

соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу
соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в
неорганических соединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в
водных

растворах

неорганических

соединений,

тип

кристаллической

решётки

конкретного вещества;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать
его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их
по электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов
и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их
атомов;
6) классифицировать химические

элементы;

неорганические

вещества;

химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства
простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных
уравнений соответствующих химических реакций;
8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и
солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций,

7

подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
9) раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную

молекулярную

и

молярную

массы

веществ;

массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества
в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования
оборудованием,

а

также

правилам

химической

обращения

посудой

с веществами

и
в

лабораторным
соответствии

с

инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-,

гидроксид-ионы,

катионы

аммония

и

ионы

изученных

металлов,

присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей — для
изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания
— наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические
свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии.
Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов.
Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая

формула.

Валентность

атомов

химических

элементов.

Закон

постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная
масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения, обмена).
8

Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы
в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием; изучение и
описание физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физических
(плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды)
и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций
(разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение
гидроксида меди(II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди(II));
изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли; наблюдение и
описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы;
создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество.
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения).
Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация
кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём
газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни
человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов:
солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура
оксидов (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оксидов.
Получение оксидов.

9

Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и химические
свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и
тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н.
Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная). Физические и
химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в
воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода; наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения
(пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств; получение,
собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение); взаимодействие
водорода с оксидом меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение
образцов веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ с
различной растворимостью; приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием)
(возможно использование видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с
помощью индикаторов; исследование образцов неорганических веществ различных
классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с
металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований, вытеснение
одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные
реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы).
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический

закон.

Периодическая

система

химических

элементов

Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.

10

Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы
Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в
Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических
и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И.
Менделеев — учёный и гражданин.
Химическая

связь.

Ковалентная

(полярная

и

неполярная)

связь.

Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень

окисления.

Окислительно-восстановительные

реакции.

Процессы

окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов;
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции
разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон,
анализ,

синтез,

классификация,

периодичность,

наблюдение,

эксперимент,

моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты,
звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География:

атмосфера,

гидросфера,

минералы,

горные

породы,

полезные

ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический

закон.

Периодическая

система

химических

элементов

Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических

11

элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с
положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической
связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и
тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным классам
неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и
положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и не- электролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической
связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и
сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете
представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы.
Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток
неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида

натрия);

исследование

зависимости

скорости

химической

реакции

от

воздействия различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ,
процесса

диссоциации

кислот,

щелочей

и

солей

(возможно

использование

видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций
ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции
разложения,

соединения);

распознавание

неорганических

веществ

качественных реакций на ионы; решение экспериментальных задач.
12

с

помощью

Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ — галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами,
щелочами).

Хлороводород.

Соляная

кислота,

химические

свойства,

получение,

применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды
и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород,
строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных
оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя
класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного
способа получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная
реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение
воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот
азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение.
Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и
химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди,
загрязнение воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства.
Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение.
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и
химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их
физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение
13

и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза
глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их
физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и
сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода
(метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Их состав и
химическое строение. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках,
углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и
неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния(IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности.
Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон.
Проблемы безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств
соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение
признаков их протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства
галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с
образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и её соединениями
(возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара
под действием концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и
наблюдение признака её протекания; ознакомление с физическими свойствами азота,
фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами
азотных и фосфорных удобрений; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств аммиака; проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и
изучение признаков их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты
с медью (возможно использование видеоматериалов); изучение моделей кристаллических
решёток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с процессом адсорбции растворённых
веществ активированным углём и устройством противогаза; получение, собирание,
распознавание и изучение свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на
карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с
продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
14

Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические
свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов,
основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и
их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в
природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения
кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо:

положение

в

Периодической

системе

химических

элементов

Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические
свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III), их состав, свойства
и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их
физическими

свойствами;

изучение

результатов

коррозии

металлов

(возможно

использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия
с водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды;
процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов);
признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка,
железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания
пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов);
исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни
человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в
быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической
15

грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая
концентрация веществ — ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их
переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы
металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через
использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ,

синтез,

классификация,

периодичность,

наблюдение,

эксперимент,

моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность,

молекула,

электрический

заряд,

проводники,

полупроводники,

диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины,
единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География:

атмосфера,

гидросфера,

ископаемые, топливо, водные ресурсы.

16

минералы,

горные

породы,

полезные

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
_____________________________________________________________________________
№
Название
Название тем, уроков
Использован
урока
раздела
ие ЭОР и
п/п
ЦОР
Раздел 1. Введение. Первоначальные химические понятия.
Методы познания веществ и химических явлений.
1
Химия как часть
естествознания. Методы
познания. Предмет химии.
Вещества. Простые и
сложные вещества.
Превращения веществ. Роль
химии в жизни человека
2
Химическая лаборатория.
Виртуальная
Оборудование химической
химическая
лаборатории. Лабораторное
лаборатория
оборудование и приемы
как способ
обращения с ним. Правила
закрепления
безопасной работы в
https://vrchem
химической лаборатории.
lab.ru/
Практическая работа № 1.
Приёмы обращения с
лабораторным
оборудованием
3
Чистые вещества и смеси.
4

Химические формулы.
Относительная атомная и
молекулярная массы
5
Контрольнаяработа№1 по
разделу «Введение.
Первоначальные
химические понятия.
Методы познания веществ и
химических явлений».
Раздел 2. Атомы химических элементов. Строение атома.
Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
6
Первоначальное
представление о строении
атома. Изменения в составе
ядер атомов химических
элементов. Изотопы
7
Электронные оболочки
атомов.
8
Закономерности изменений
в строении электронных
оболочек атома.
9
Научный подвиг Д.И.
С. И.
Менделеева. Периодический Левченков.
закон Д.И. Менделеева.
«Краткий
Естественно-научная
очерк
классификация химических
истории
элементов.
химии».
http://physche
m.chimfak.sfe
du.ru/Source/F
iles/sketch.pdf
10
Взаимодействие атомов
элементов-неметаллов
между собой
11
Ковалентная полярная и

17

Количество
часов

Учет программы
воспитания

Форма
контроля

5
1

«Профориентационная беседа»

1

Практическая
работа

1

Самостоятельн
ая работа

1
1

Модуль
«Школьный
урок»

Контрольная
работа.

10
1

1
1
1

1
1

Проверочная
работа.
Модуль
«Школьный
урок» групповая
работа.

Самостоятельн
ая работа.

12
13

14

15

16
17

18

19
20
21
22
23

неполярная химическая
связь.
Металлическая химическая
связь
Предсказание свойств
химических элементов и их
соединений на основе
периодического закона.
Повторение и обобщение по
разделу 2 «Строение атома.
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов
Д.И.Менделеева».
Контрольная работа № 2
разделу 2 «Строение атома.
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева».
Раздел 3. Простые вещества.
Простые вещества —
металлы
Простые вещества —
неметаллы

Валентность.

1
1

Игра
«Таблица
Менделеева»
https://xumuk.
ru/igra_tm/

Проверочная
работа

1

1

Контрольная
работа.

12
1
1

https://onlinete
stpad.com/ru/t
est/1029845khimiya-8klassvalentnost Тест по теме
валентность

Молярная масса
Количество вещества.
Закон Авогадро.
Молярный объём газов.
Решение числовых задач по
теме: «Количество
вещества».
24
Кислород. Химические
свойства кислорода.
25
Водород. Химические
свойства водорода.
26
Повторение и обобщение по
разделу 3 «Простые
вещества».
27
Контрольная работа №3 по
разделу 3 «Простые
вещества».
Раздел 4. Сложные вещества. Соединения химических
элементов.
28
Важнейшие классы
бинарных соединений —
оксиды и летучие
водородные соединения.
Классификация оксидов.
29
Химические свойства
оксидов.
30
Щелочи и основания, их

18

1

Модуль
«Школьный
урок» интеллектуальна
я игра.

Самостоятельн
ая работа

1
1
1
1
1
1
1
1

Проверочная
работа.

Контрольная
работа.

13
1

1
1

Самостоятельн
ая работа.

31
32
33

34
35
36
37
38
39

40

41

42
43
44

классификация.
Свойства оснований.
Свойства амфотерных
гидроксидов.
Кислоты. Основные
кислоты неорганической
химии. Классификация
кислот.
Химические свойства
кислот.
Соли и их классификация.
Получение солей.
Химические свойства солей.
Кристаллические решётки
Массовая и объёмная доли
компонентов смеси
(раствора)
Повторение и обобщение по
разделу 4 «Сложные
вещества. Соединения
химических элементов».

1
1

Самостоятельн
ая работа.

1

1

Самостоятельн
ая работа.

1
1

Самостоятельн
ая работа.

1
1
https://www.y
aklass.ru/p/hi
mija/8klass/klassyneorganichesk
ikhveshchestv14371/klassifi
katciiaveshchestv194235/rea01b9a83e412-44d8b12fa1bf16aa7772
- Задание на
ЯКласс

Контрольная работа № 4 по
разделу 4 «Сложные
вещества. Соединения
химических элементов».
Раздел 5. Изменения, происходящие с веществами.
Химические реакции.
Химические реакции.
https://www.y
Химические уравнения.
aklass.ru/p/hi
mija/8klass/pervonac
halnyekhimicheskieponiatiia-iteoreticheskiepredstavleniia15840/uravnen
iiakhimicheskikh
-reaktcii214790 Задание на
ЯКласс
Расчёты по химическим
уравнениям.
Основная классификация
химических реакций
неорганической химии.
Реакции присоединения.
Реакция разложения.

19

1

1

10
1

1
1
1

Модуль
«Школьный
урок» групповая
работа.

Проверочная
работа.

Контрольная
работа

45

Реакции замещения.
Реакции обмена.

1

46
47

Степень окисления.
Окислительновосстановительные реакции.
48
Решение задач по теме
«Окислительновосстановительные
реакции».
49
Повторение и обобщение по
разделу 5:«Изменения,
происходящие с
веществами. Химические
реакции».
50
Контрольная работа № 5
разделу 5: «Изменения,
происходящие с веществами.
Химические реакции».
Раздел 6. Экспериментальные основы химии. Практикум.
51
Химические реакции,
https://blog.tut
проводимые в быту.
oronline.ru/hi
micheskiejavlenijavnutri-ivokrug-nas Химические
явления
внутри и
вокруг нас
52
Практическая работа № 2.
Признаки химических
реакций
53
Решение
экспериментальных задач по
теме «Химические
реакции».
54
Защита докладов по теме
«Химические реакции в
55
домашних условиях».
Раздел 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов
электролитов.
56
Растворение. Растворимость
веществ в воде
57
Оксид водорода — вода.
Химические свойства воды.
58
Электролитическая
диссоциация
59
Основные положения
теории электролитической
диссоциации
60
Ионные уравнения
61

Электролиты и не
электролиты.
Свойства растворов
электролитов

https://www.y
aklass.ru/p/hi
mija/8klass/rastvory58606/elektrol
ity-ineelektrolity88879/tv3c711b9c3ba3-48f2-

20

1
1

Модуль
«Школьный
урок»

Самостоятельн
ая работа.
Проверочная
работа.

1

1

Контрольная
работа.

1

5
1

Модуль
«Школьный
урок» профориентацио
нная беседа

1

Практическая
работа

1

Самостоятельн
ая работа

2
13

Модуль
«Школьный
урок»

1
1
1
1

Проверочная
работа.

1

Проверочная
работа.

1

98444e64f2d44924
-

62
63
64

65
66
67

68

Решение расчётных задач по
теме «Закон Авогадро».
Объёмные отношения газов
при химических реакциях.
Решение расчётных задач по
теме «Объёмные отношения
газов при химических
реакциях».
Решение расчётных задач по
теме «Молярная масса»,
«Количество вещества».
Решение расчётных задач по
теме «Расчеты по
химическим уравнениям»
Итоговое обобщение и
повторение материала 8
класса.

Тренировка
по теме
«Электроли
ты и
неэлектроли
ты»

1
1

1
Самостоятельн
ая работа.
1

Контрольная работа №6 по
материалу 8 класса.

1

9 КЛАСС

№
Название
Название тем, уроков
Использовани
урока
раздела
е ЭОР и ЦОР
п/п
Раздел 1. Общая характеристика химических элементов и
химических реакций
1
Повторение материала 8
класса.
2
Вводное тестирование.
3
4
5
6

Ковалентная связь.
Металлическая, ионная,
водородная связи.
Классификация химических
реакций.
Окислительновосстановительные реакции.

7

Скорость химических
реакций. Катализаторы и
катализ. Практическая
работа №1.

8

Обратимые химические
реакции. Химическое

1

Количество
часов

Модуль
«Школьный
урок» - работа в
группах.

Учет программы
воспитания

1
1

«Профориентационная беседа»

1

21

Форма
контроля

11

1
1

Виртуальная
химическая
лаборатория
как способ
закрепления
https://vrcheml
ab.ru/
Виртуальная
химическая
лаборатория
как способ
закрепления
https://vrcheml
ab.ru/

Контрольная
работа.

Проверочная
работа.

1

1

1

Входное
тестирование.

Модуль
«Школьный
урок» - работа в
группах.

Самостоятельн
ая работа.

равновесие.
Электролитическая
диссоциация и свойства
растворов электролитов.
10
Повторение и обобщение
раздела «Общая
характеристика химических
элементов и химических
реакций».
11
Контрольная работа № 1 по
разделу 1 «Общая
характеристика химических
элементов и химических
реакций».
Раздел 2. Многообразие веществ. Общие свойства неметаллов
и их соединения.
Общие свойства неметаллов.
12
Общие свойства
неметаллов. Практическая
работа №2.
9

13

Галогены. Хлор, фтор, бром,
йод.

14

Основные соединения
галогенов.
Сера и сульфиды.
Оксиды серы.
Серная кислота и её соли.

15
16
17

18

19

20

21

22
23

24
25

Неметаллы VI–VII групп и
их соединения.
Распознавание хлорид-,
сульфат-, карбонат-анионов
и катионов аммония.
Повторение и обобщение
материала. Сравнение
свойств неметаллов VI–VII
групп и их соединений.
Контрольная работа №2 по
теме «Общие свойства
неметаллов».
Неметаллы и их соединения
Азот. Аммиак.
Практическая работа №3.
Оксиды азота. Азотная
кислота и нитраты.
Фосфор и его важнейшие
соединения.
Углерод.
Водородные соединения
углерода. Оксиды углерода.

https://foxford.
ru/wiki/himiya
/galogenyprostyeveschestva

https://foxford.
ru/wiki/himiya
/vzaimodeystv
ie-sernoykisloty-smetallami-inemetallami

1
1

1

Контрольная
работа.

21
10
1

2

Модуль
«Школьный
урок» - работа в
группах

1

Самостоятельн
ая работа.

1
1
1

Проверочная
работа.

1

Самостоятельн
ая работа.

1

1
11
1

1
https://resh.ed
u.ru/subject/les
son/2073/main
/

22

1

1
1

Контрольная
работа.

Модуль
«Школьный
урок» - работа в
группах
Проверочная
работа.

26
27

1

Угольная кислота и её соли
– карбонаты.
Кремний и его соединения.

1

28

Решение
экспериментальных задач
по теме «Неметаллы и их
соединения».
29
Решение
экспериментальных задач
по теме «Неметаллы и их
соединения».
30
Повторение и обобщение.
Сравнение свойств
неметаллов IV–V групп и их
соединений.
31
Контрольная работа № 3 по
теме «Неметаллы и их
соединения».
Раздел 3. Многообразие веществ. Металлы и их соединения.
32
Общие физические свойства
металлов. Практическая
работа №4.
33

1

1

1

15
1

1

36
37
38

Кальций.
Жёсткость воды.

39

43

Алюминий и его
соединения.
Железо.
Соединения
железа(II).
Соединения железа(III).
Практическая работа № 5.
Экспериментальные задачи
по распознаванию и
получению соединений
металлов
Благородные металлы.

44

Сплавы металлов.

1

45

Повторение и обобщение по
теме «Металлы и их
соединения».
Контрольная работа №4 по
разделу 3 «Металлы и их
соединения».

1

40
41
42

46

Модуль
«Школьный
урок» - работа в
группах

1

Общие химические свойства
металлов.
Щелочные металлы.
Щелочно-земельные
металлы.
Амфотерные металлы

34
35

Проверочная
работа.

Контрольная
работа.
Модуль
«Школьный
урок» - работа в
группах

1
1
1
Жёсткость во
допроводной
воды и спосо
бы её устране
ния https://www.y
outube.com/w
atch?v=g4ynw
4FIQOU

Проверочная
работа.

1
1

Самостоятельн
ая работа.

1
1
1
1

Модуль
«Школьный
урок» - работа в
группах

1

Модуль
«Школьный
урок» интеллектуальна
я игра.

1

23

Самостоятельн
ая работа.

Проверочная
работа.

Самостоятельн
ая работа.

Контрольная
работа.

47

49

50

51

52

53
54

55
56

57
58

Раздел 4. Экспериментальная химия. Практикум по
неорганической химии.
Решение
экспериментальных задач
по теме «Химические
реакции».
Решение
Виртуальная
экспериментальных задач
химическая
по теме «Металлы и их
лаборатория
соединения».
как способ
Решение
закрепления
экспериментальных задач
https://vrcheml
по теме «Неметаллы и их
ab.ru/
соединения».
Обобщение по разделу 4
«Экспериментальная химия.
Практикум по
неорганической химии».
Раздел 5. Органические соединения.
Предмет органической
химии.
Сравнение органических
соединений с
неорганическими.
Природные, искусственные
и синтетические
органические соединения.
Теория строения
органических соединений
А.М. Бутлерова,
валентность.
Понятие о гомологах,
изомерии.
Природный газ, нефть и
способы ее переработки.

4

Каменный уголь и его
переработка.
Повторение и обобщение по
теме «Органическая химия».

1

59

https://himijaonline.ru/ximi
ya-vtablicax/organi
cheskayaximiya-vsxemax-itablicax.html

Контрольная работа № 6 по
разделу 5 «Органическая
химия».
Раздел 6. Химия и жизнь. Человек в мире веществ,
материалов и химических реакций.
60
Что такое химия жизни.
Химия и медицина. Химия в
быту.
61-63

1

1

1

1

8
1

1

1
1

24

Модуль
«Школьный
урок» интеллектуальна
я игра.

Самостоятельн
ая работа.

1

1

3

Раздел 7. Обобщение знаний по химии за курс основной
школы.
64
Повторение и обобщение

Самостоятельн
ая работа.

1

1

Защита рефератов по
разделу 6 «Химия и жизнь».

Проверочная
работа.

3
1

Контрольная
работа.

Модуль
«Школьный
урок» профориентацио
нная беседа
Модуль
«Школьный
урок»

Самостоятельн
ая работа.

Проверочная

65
66

материала 9 класса по теме
«Неорганическая химия».
Повторение и обобщение
материала 9 класса по теме
«Органическая химия»
Контрольная работа №6 по
материалу 9 класса.

работа
1
1

25

Контрольная
работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».