РП Развитие познавательных способностей (1-4)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании
методического
объединения

Директор МБОУ СОШ №75
______________ И.И. Седых
Приказ № 179/1- о

Протокол № 1 от
07.09.2020.

от 07.09.2020

Дополнительная общеразвивающая программа
для детей 7-11 лет социально-педагогической направленности
«Развитие познавательных способностей»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Автор-составитель: Малинова Людмила Васильевна, ПДО

Екатеринбург, 2020

1

Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
социально-педагогической
направленности « РПС» составлена для обучающихся общеобразовательной школы, в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании РФ»;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
• СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г. №41
Календарный учебный график
С 01.09.2020 по 10. 09.2020 – комплектование групп обучающимися, входной мониторинг
С 12.09.2020 по 30.12.2020 – реализация коплексно-досуговой игровой общеразвивающей
программы
С 01.01.2021 по 08.01.2021 новогодние каникулы
С 09.01.2021 по 30.05.2021 - реализация коплексно-досуговой игровой общеразвивающей
программы
В конце каждой темы – текущая аттестация обучающихся
С 01.06.2021 по 31.08.2021- летние каникулы.
Рабочая программа к курсу «Информатика. Логика. Математика» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе программы развития познавательных
способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и
умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой
«Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет
уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение,
воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных
процессов будет более эффективным при правильно организованной работе, т.е. результат
даёт системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей
детей.
Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей
познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в
возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается
тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они
многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё
это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач
формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний,
познавательных интересов, активной жизненной позиции.
2

Практика показала, что большинство
детей приходит в школу с неустойчивым
вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.
Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы
заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания,
непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию
мыслительной деятельности и самостоятельно работать.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся
основе системы развивающих занятий.

на

Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
курса.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов:
−
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
−
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
−
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
−
Проговаривать последовательность действий .
−
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
−
Учиться работать по предложенному учителем плану.
3

−
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
−
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
−
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
−
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
−
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
−
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
−
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
−
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
−
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
−
Слушать и понимать речь других.
−
Читать и пересказывать текст.
−
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
−
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы.
1 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (7 часов)
Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение главных свойств предметов.
Признаки предметов и значение признаков. Закономерности в значении признаков у

4

серии предметов. Обобщение по признаку. Множества предметов, обладающие
указанным свойством. Целое и часть. Вводный тест.
Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная
графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий,
ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к
разным предметам. Описание последовательности действий. Целое действие и его части.
Элементы логики (5 часов)
Истинные и ложные высказывания. Отрицания слова и фразы «наоборот». Разрешающие
и запрещающие знаки. Логическая операция «и». Логические упражнения.
Сравнение (4 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение
основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Промежуточный тест.
Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов. Расстановки и перестановки.
Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств одних предметов на
другие. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств
предметов. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов.
Практический материал (3 часа)
Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. Итоговый тест.
2 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (5 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах.
Закономерности в буквах и словах. Тест «Алгоритм».
Сравнение (7 часов)
Сходство. Различие. Существенные признаки. Характерные признаки. Упорядочивание
признаков. Правила сравнения. Тест «Сравнение».
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (5часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «родвид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. Тест «Отношения».
Комбинаторика (3 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Понятие о классах. Правила классификации.
Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
Практический материал (5 часов)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Составление вопросов и загадок. Логические игры. Итоговый тест.
5

3 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (5 часов)
Входный тест. Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то
признаку. Состав предметов. Тест «Классификация».
Сравнение (4часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. Тест
«Сравнение».
Комбинаторика (3 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий.
Последовательность событий.
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. Тест «Отношения».
Элементы логики (9 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания
множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами «объединение».
Отношения между множествами «пересечение». Отношения между множествами
«вложенность». Выражения и высказывания.
Развитие творческого воображения (2 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав
предметов».
Практический материал (5 часов)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные
викторины. Итоговый тест.
4 класс

Сравнение (4 часа)
Входный тест. Повторение основных мыслительных операций. Ситуативная связь между
понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика (3 часа)
Решение задач с помощью таблиц. Понятие о графах. Решение задач с помощью графов.
Элементы логики (11 часов)
Виды отношений между понятиями. Тест «Отношения между понятиями».
Рефлексивность отношений. Симметричность отношений. Причинно следственные
цепочки. Логические связки «или», «и». Логические связки «если …, то». Логические
возможности. Рассуждения. Выводы в рассуждениях. Тест «Язык и логика».
Развитие творческого воображения (10 часов)
Тест «Языковая логика». Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Синонимы.
Антонимы. Фразеологизмы. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка.
Рассмотрение законов логики с точки зрения окружающего мира. Речевые ошибки.
Образность и меткость речи.
6

Практический материал (6 часа)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Юмор и логика. Конкурс
эрудитов.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять
специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся
осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения.
Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для
рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в
начальной школе является развитие мышления. В процессе выполнения упражнений дети
7

учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут в 1 классе и 45 минут во 2-4
классах. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность
и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных
упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях
применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,
задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для
младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за
счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока.
Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и
тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем
8

могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением
материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из
следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из
возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных
на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их,
делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально
подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической
литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных
особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.

9

Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи
между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания). См. приложение 1.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения спецкурса положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.

10

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной,
дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Диагностика результатов познавательных способностей
Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в
психическом развитии школьников. Она призвана не только вооружить их начальными
предметными умениями, но и в значительной мере развивать у них познавательные УУД
(восприятие, внимательность, память, мышление, воображение, речь). Тем более, что
между этими двумя комплексами психических свойств существует глубокая,
органическая взаимосвязь, проходит в процессе овладения первым.
Перечисленные выше УУД (их можно объединить в понятие познавательного
интеллекта) принадлежит к категории общих. Это значит, что они находят применение и
развиваются в процессе усвоения всех общеобразовательных предметов. Сказанное,
однако, не означает, что функционирование УУД происходит совершенно одинаково при
усвоении любого общеобразовательного материала. Нет, обслуживание процесса
овладения, скажем, математикой предъявляет существенно иные требования к
восприятию, вниманию, памяти и т. д., чем овладение языком.
Выдвигая перед учащимися определенные учебные задания. Учитель должен знать.
Насколько сформированы у него соответствующие познавательные способности. Такое
знание позволяет определенным образом модифицировать предлагаемые задания –
расчленять их на более или менее крупные единицы, снижать или повышать их уровень,
предоставлять ученику отдельные подсказки, наводящие вопросы и т.п., короче –
осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

11

Но это только одна сторона проблемы. Другая заключается в необходимости всеми
имеющимися средствами развивать познавательный интеллект учащихся. Если он не
достигает возрастной нормы – корригировать его, а если такая норма достигнута –
способствовать его дальнейшему развитию. При этом используются два пути: придание
процессу обучения развивающего характера и использование специальных упражнений
тренировочного характера.
Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении
заданий первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу и
сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце
предыдущего года обучения. Второе диагностическое обследование проводится в конце
учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные
после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале
года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего
занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.
Тематическое планирование занятий курса
«РПС»
1 класс
Месяц Количество
Тема занятия
часов
1.
С
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления. Графический диктант
Е
(вводный урок)
Н
1
Развитие концентрации внимания.
Т
Графический диктант.
Я
1
Тренировка внимания. Развитие
мышления.
Б
Р
Ь

Место проведения
МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

Графический диктант.
1

Тренировка слуховой памяти.

МБОУ СОШ № 75

Развитие мышления.
Графический диктант.
О

1

К
Т

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления.

МБОУ СОШ № 75

Графический диктант.
1

Развитие аналитических способностей.

МБОУ СОШ № 75
12

Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

Я
Б

1

Р
1

Ь

Н

1

О
Я

Совершенствование воображения.
Задание по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.

МБОУ СОШ № 75

Графический диктант.
1

Б

Тренировка внимания. Развитие
мышления.

Р

Графический диктант.

Ь

1

Развитие слуховой памяти. Развитие
мышления.

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

Графический диктант.
1

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления.

МБОУ СОШ № 75

Графический диктант.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1

1

1

1

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.

МБОУ СОШ № 75

Графические диктанты

13

1

Я
Н

Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления.
Графический диктант

В

1

А

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления.

Р

Графический диктант.
1

Ь

1

Ф
Е
В

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.

МБОУ СОШ № 75

Рисуем по образцу
1

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант

МБОУ СОШ № 75

Л

Тренировка внимания. Развитие
мышления.

МБОУ СОШ № 75

Ь

Графический диктант

Р
А

М

1

1

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Развитие мышления
А

Графический диктант
1

Р

Т
А
П

Развитие аналитических способностей

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Графический диктант
1
1
1

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

14

Р
Е

1
1

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Л

Развитие мышления

Ь

Графический диктант

М

1

Тренировка зрительной памяти

МБОУ СОШ № 75

Развитие мышления
А

Графический диктант
1

Й

Развитие аналитических способностей

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Графический диктант
1

Развитие логического мышления

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Графический диктант
1

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

МБОУ СОШ № 75

2 класс

Месяц Количество
Тема занятия
часов
1
С
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления.
Е
1
Развитие концентрации внимания.
Н
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
Т
способностей и способности рассуждать

Место проведения
МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

15

Я

1

Б
Р

1

Ь

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти.

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать

О

1

К
Т

1

Я

1

Ь
1

Н

1

О
Я

1

Б
Р
Ь

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.

МБОУ СОШ № 75

Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать

Б
Р

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

1

Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек.

МБОУ СОШ № 75

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических

МБОУ СОШ № 75

16

способностей и способности рассуждать
1

Д

1

Е
К

1

А
Б
Р

1

Ь
1

Я

1

Н
В

1

А
Р
Ь

1

1

Ф

1

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек.

МБОУ СОШ № 75

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование воображения.

МБОУ СОШ № 75
17

Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек.

Е
В

1

Р
А
Л

1

Ь
1

1
М

А

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности
рассуждать

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие аналитических способностей
1

Тренировка зрительной памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций

Р

Развитие способности рассуждать
Т

1

Развитие логического мышления

МБОУ СОШ № 75

Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей
1

Совершенствование воображения

МБОУ СОШ № 75

Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
А

1

Развитие быстроты реакции

МБОУ СОШ № 75

18

П

Совершенствование мыслительных
операций

Р
Е

Развитие способности рассуждать
1

Л

Развитие концентрации внимания

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций

Ь

Развитие аналитических способностей
1

Тренировка внимания

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие способности рассуждать
1

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие аналитических способностей
1
М

А

Тренировка зрительной памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие способности рассуждать
1

Развитие логического мышления

МБОУ СОШ № 75

Обучение поиску закономерностей

Й

Развитие аналитических способностей
1

Совершенствование воображения.

МБОУ СОШ № 75

Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек.
1

Выявление уровня развития внимания,

МБОУ СОШ № 75
19

восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

3 класс

Месяц Количество
часов
С
Е
Н

1
1

Т
Я

1

Б
Р

1

Ь

Тема занятия

Место проведения

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления.

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать нестандартные
задачи

О

1

К
Т

1

Я

Ь

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей.

МБОУ СОШ № 75

Развитие умения решать нестандартные
задачи

Б
Р

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

1

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

МБОУ СОШ № 75

20

1

Н

1

О
Я

1

Б
Р

1

Ь
1

Д
Е
К
А
Б

1

1

1

Р
Ь

Я
Н

1

1

1

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

МБОУ СОШ № 75

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти.

МБОУ СОШ № 75
21

Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

В
А

1

Р
Ь
1

Ф
Е
В

1

1

Р
А

1

Л
Ь

1

1
М

А

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

МБОУ СОШ № 75

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка зрительной памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций

Р

Т

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Развитие логического мышления

МБОУ СОШ № 75
22

Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Совершенствование воображения

МБОУ СОШ № 75

Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
А

1

П

Л

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций

Р
Е

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка концентрации внимания

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций

Ь

Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка внимания

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка зрительной памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
23

операций

М

Развитие умения решать нестандартные
задачи
А

1

Развитие логического мышления

МБОУ СОШ № 75

Обучение поиску закономерностей
Й

Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Совершенствование воображения.

МБОУ СОШ № 75

Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек.
1

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

МБОУ СОШ № 75

1
4 класс

Месяц Количество
Тема занятия
часов
1
С
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления.
Е
1
Развитие концентрации внимания.
Н
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
Т
нестандартные задачи
Я
1
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
Б
решать нестандартные задачи
1
Р
Тренировка слуховой памяти
Ь
Совершенствование мыслительных

Место проведения
МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

МБОУ СОШ № 75

24

операций.
Развитие умения решать нестандартные
задачи
О

1

К
Т

1

Я

1

Ь
1

Н

1

О
Я

1

Б
Р

1

Ь
1

Д

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей.

МБОУ СОШ № 75

Развитие умения решать нестандартные
задачи

Б
Р

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

1

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

МБОУ СОШ № 75

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

25

Е
К
А

1

1

Б
Р

1

Ь

Я
Н
В

1

1

А
Р

1

Ь
1

Ф
Е
В

1

1

Р
А

1

Л
Ь

1

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

МБОУ СОШ № 75

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

МБОУ СОШ № 75

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

МБОУ СОШ № 75

Тренировка внимания. Совершенствование

МБОУ СОШ № 75
26

мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
1
М

А

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка зрительной памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций

Р

Т

Тренировка слуховой памяти

Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Развитие логического мышления

МБОУ СОШ № 75

Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Совершенствование воображения

МБОУ СОШ № 75

Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
А

1

П

Л
Ь

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций

Р
Е

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка концентрации внимания

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
27

1

Тренировка внимания

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Тренировка слуховой памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1
М

А

Тренировка зрительной памяти

МБОУ СОШ № 75

Совершенствование мыслительных
операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Развитие логического мышления

МБОУ СОШ № 75

Обучение поиску закономерностей

Й

Развитие умения решать нестандартные
задачи
1

Совершенствование воображения.

МБОУ СОШ № 75

Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек.
1

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

МБОУ СОШ № 75

28

Приложение 1.
Модель занятия в 1 классе:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является
важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что
под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем
памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту
реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к
активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют
развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую
дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы
познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все
задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только
развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения
выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали
или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами.
Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать
предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только
подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и
формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление,
моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших
рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя
тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Материально- техническое обеспечение:
1.
2.
3.
4.
5.

Класс
Компьютер, проектор
Принтер
Наглядные пособия в классе
Игры

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».