Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации

АДМ

ПРИНЯТО
на педагогическом совете

Протокол № А

А ■ .А;'

УТВЕРЖДАЮ
СОШ № 75
________ (И.И. Седых)

от «Т/-»

от«Х^ »

лЗ

20^ г.

Положение о системе оценок,
порядке проведения
промежуточной аттестации и переводе обучающихся
(по ФГОС НОО)
1. Общие положения
1.1. Основной задачей промежуточной аттестации является установление
соответствия знаний учеников требованиям государственных
общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных
знаний, их практическому применению.
1.2. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
Федеральным
государственным образовательным стандартом, Уставом ОУ,
настоящим Положением.
1.3. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок
и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
1.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью
повышения ответственности общеобразовательного учреждения за
результаты образовательного процесса, за объективную оценку
усвоения обучающимися образовательных программ каждого года
обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения
обучающимися Федерального государственного образовательного
стандарта, определенного образовательной программой в рамках
учебного года и курса в целом.
1.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме
итогового контроля в переводных классах, тематического контроля,
проводимого как учителями, так и администрацией, а>, также
административного
контроля.
Периодичность
тематического
контроля, проводимого учителем, определяется календарно­
тематическим планированием по каждому предмету, принятым на
методическом объединении и утвержденным директором школы.
Периодичность административного контроля определяется планом
работы школы, утвержденным директором.
2. Порядок промежуточной аттестации
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-4-х классах по
учебным четвертям.

1

2.2. Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются.
Успешность освоения школьниками программ в этот период характеризуется
только качественной оценкой.
2.3. Четвертные отметки выставляются в баллах обучающимся 2-4-х классов.
2.4. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в
санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном
заведении при лечебном учреждении.
2.5. Классные руководители 2-4-х классов доводят до сведения учащихся и
их родителей предметы и форму промежуточной аттестации. Аттестационная
комиссия на итоговых контрольных работах в 4-х классах состоит из учителя
и ассистента. Возможно присутствие директора школы.
2.6. От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть
освобождены:
- отличники учёбы;
- призёры городских предметных олимпиад, конкурсов;
- учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам в
особых случаях:
1) по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии;
2) в связи с экстренным переездом в другой населённый пункт, на новое
место жительства;
3) по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для
освобождения от итоговых контрольных работ.
3.7. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно ТВ апреле
месяце.
3.8. В день проводится только одна форма контроля.
3.9. На педагогическом совете обсуждается вопрос о формах проведения
промежуточной
аттестации;
доводится
до
сведения
участников
образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым
проводятся письменные контрольные работы по единым тестам,
разработанными государственными органами управления образования;
обсуждается
состав
аттестационных
комиссий
по
предметам,
устанавливаются сроки аттестационного периода.
3. Формы и методы оценки обучающихся по ФГОС.
4
3.1. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах
может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа,
тестирование и другие формы.
3.2. В связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения производить
шедующие мероприятия по оценке достижений планируемых результатов:
• Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты
образования обучающихся начальных классов, используя комплексный
подход.
• Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках
«Портфеля достижений » («Портфолио») обучающихся 1 - 4-х классов
по трём направлениям:
2

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
материалы наблюдений и т.д.);
выборка детских творческих работ, стартовая диагностика,
промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому
языку, математике, окружающему миру;
- материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках
внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах,
конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)
• Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на
основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за
выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и
комплексной работе на межпредметной основе).
3.3. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий - формы и методы
оценки.
Изменяется
традиционная
оценочно-отметочная
шкала
пятибалльная). Шкала становится по принципу «прибавления» и
уровневого подхода» - решение учеником простой учебной задачи, части
задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за
которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
3 -. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую
овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности
ставится отдельная отметка.
3 5. Главным средством накопления информации об образовательных
тезультатах ученика становится «Портфель достижений» («Портфолио»).
’ филиальный классный журнал не отменяется, но итоговая отметка за
начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования)
принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на
:с:-:ове всех результатов (предметных, метапредметных, личностных,
ебных и внеучебных), накопленных в «Портфеле достижений» ученика за
• зтыре года обучения в начальной школе.
Портфель достижений» - обязательный компонент определения
■ -: ■: вой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей
веральный государственный образовательный стандарт. «Цортфель
_• лтижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые
■ взывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях
. 'в. творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также
. л. чализ учеником своих текущих достижений и недостатков,
к :: тязощих самому определять цели своего дальнейшего развития.
. -ювные разделы «Портфеля достижений ученика»:
- - с- ".ввели предметных результатов (контрольные работы, данные из
в - результатов, выборки проектных, творческих и других работ по
-х . предметам);
тс- жители метапредметных результатов (способы деятельности,
доч . мые как в рамках образовательного процесса, так и при решении
3

тчблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на
г г одного, нескольких или всех учебных предметов);
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной
2 z стельности), включающих готовность и способность обучающихся к
: дморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
_ гнностно-смысловые установки
обучающихся,
отражающие
их
чдивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
дчества; сформированность основ гражданской идентичности.
: *. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен
ченик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную
петь (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку
_:полнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по
дчественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично»,
ттевосходно».
’
Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить
• смплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным
предметам, а общая характеристика всего приобретенного учеником - его
■ лчностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все
дынные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все
-: мещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием
идя принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого
ченика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
- Система оценки результатов ФГОС ’
- . Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в
: де решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные
действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение
-длноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в определенной
- 2. Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки.
Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что
ченик завысил их. На уроках, за письменные задания, оценку и отметку
дределяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и ■'•отметку,
если докажет, что она завышена или занижена.
ч
- 3. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение
вонкретным действием (умением).
- В соответствии с требованиями ФГОС вводятся «Таблицы
■'пазовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий
злений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы
'пазовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя» в
Эмажном или электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» - это
'докнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения
информации о динамике развития ученика, которая не может быть
■ дображена в официальном классном журнале. В таблице отметки
выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в

.оде решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-балльной
системе.
- .5. Необходимо три группы таблиц:
- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов - литературное чтение (1-4 классы),
тусский язык (1-4 классы), математика (1-4 классы), окружающий мир (1-4
■пассы), технология (1-4 классы), изобразительное искусство (1-4 классы);
- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные
чебные действия (1, 2, 3-4 классы), познавательные универсальные учебные
действия (1, 2, 3-4 классы), коммуникативные универсальные учебные
действия (1-2, 3-4 классы);
- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2, 3-4
•пассов).
- Отметки заносятся в таблицы результатов - обязательно (минимум) за
. етапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические
т азоты (один раз в год - обязательно); за предметные контрольные работы
: дин раз в четверть - обязательно); по желанию и возможностям учителя
максимум) за любые другие задания (письменные или устные), от урока к
току - по решению учителя и школы.
- ' Типы оценок - текущие, за задачи, решенные при изучении новой темы
z вставляются по желанию ученика), за тематические проверочные
контрольные) работы (отметки выставляются обязательно всем ученикам) с
-тазом пересдачи.
- : Критерии оценивания по признакам трёх уровней успешности:
• необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной
тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные
действия (раздел «Ученик научится» образовательной программы) и
усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в
программе. Это достаточно для продолжения образования, этому
возможно и необходимо всем научиться. Качественные оценки
«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с
недочетами);
• повышенный уровень (программный) - решение нестандартной
задачи, где потребовалось действие в новой, непривычной ситуации (в
том числе действия из раздела «Ученик может научиться»
образовательной программы), либо использование новых, усваиваемых
в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной
системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной
ситуации - это отличие от необходимого всем уровня. Качественные
оценки «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с
недочетами). Максимальный уровень (необязательный) - решение не
изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались
самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые,
самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на
5

следующих
ступенях
образования.
Это
демонстрирует
исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам
сверх школьных требований, качественная оценка «превосходно».
- .9. Определение итоговых оценок:
- предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам
предметных результатов (среднее арифметическое баллов);
- итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе
положительных результатов, накопленных учеником в «Портфеле
достижений», а также на основе итоговой диагностики предметных и
метапредметных результатов.
4.10. Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная
характеристика достижений ученика, которая создается на основании трех
показателей:
- комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» совокупность всех образовательных результатов);
- результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и
математике (освоение опорной системы знаний - через решение учебных
задач);
- результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и
итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень
метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
На
основе
этих
трех
показателей
педагогами-экспертами
формулируется один из трех возможных выводов-оценок результатов по
предметам и УУД, решение принимается педагогами-экспертами на
основании динамики и в пользу ученика. На основании итоговой оценки
принимается решение педагогического совета образовательного учреждения
о переводе ученика на следующую ступень образования.
Вывод-оценка
(о возможности
продолжения
образования на
следующей ступени)

1. Не овладел опорной
системой знаний и
необходимыми
учебными действиями

2.Овладел опорной
системой знаний и

Показатели
(процентные показатели установлены в ООП)
Комплексная оценка
Итоговые работы
(данные «Портфеля
(русский йзык,
достижений»)
математика и
межпредметная работа)
Не зафиксировано
Правильно выполнено
достижение планируемых менее 50% заданий
результатов по всем
необходимого (базового)
разделам образовательной уровня
программы (предметные,
метапредметные,
личностные результаты)
Достижение планируемых Правильно НЕ менее
результатов по всем
50% заданий

5

6

'холимыми
.' дыми действиями,
■: с эбен использовать
для решения простых
. тзнлартных задач
J Овладел опорной
. : стемой знаний на
товне осознанного
применения учебных
действий, в том числе
при решении
нестандартных задач

необходимого (базового)
основным разделам
уровня
образовательной
программы как минимум с
оценкой
«зачтено»/«нормально»
Достижение планируемых Правильно не менее 65%
заданий необходимого
результатов, НЕ менее
чем по половине разделов (базового) уровня и не
менее 50% от
образовательной
максимального балла за
программы, с оценкой
«хорошо» или «отлично» выполнение заданий
повышенного уровня

- .11. В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать
только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

учитель у себя в таблице результатов ставит «+», «-», ученик у себя в
дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает «-»в кружок. В
последующих классах при появлении балльных отметок правило
используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую
активность», не за «отдельные реплики», а только за самостоятельное
решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
5. Обязанности участников образовательного процесса

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по
учебно-воспитательной работе) обязан:
- на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения
промежуточной аттестации и итоговых работ обучающихся;

- довести до сведения участников образовательного процесса сроки и
перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы
по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными
органами управления образованием;
- утвердить состав аттестационных комиссий по предметам;
- утвердить расписание итоговых аттестационных работ;
- решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и
провести их аттестацию на основе текущей аттестации;
- представить анализ итоговых работ обучающихся на методическое
объединение и педсовет.
7

5.2. Обучающиеся школы и их родители под руководством классных
руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях,
отведенных для проведения итоговых контрольных работ.
6. Порядок перевода обучающихся.

6.1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при
положительных итоговых оценках.
6.2. Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, должны быть
направлены на ПМПК, которая выдает решение о дальнейшем обучении
ученика.
Срок действия Положения не ограничен.
Приложение №1

к Положению о системе оценок, формах и порядке проведения
промежуточной аттестации и переводе обучающихся
(по ФГОС НОО) в МБОУ СОШ № 75
Положение
о портфолио учеников начальных классов
1.Общие положения.
1.1 .Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и
использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных
достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2 .Портфолио является перспективной формой фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать
результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельностиучебной, творческой, спортивной и др.
2.Цели и задачи.
2.1. Цель портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать
результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях,
демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей,
знаний и умений.
х
2 2.Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
■ : ормировать навыки учебной деятельности;
.: действовать индивидуализации образования ученика;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его
; - е дзной социализации;

8

- щ<реплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность
гонителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и
совместной деятельности со школой.
2.3. Портфолио дополняет традиционно контрольно - оценочные средства,
включая итоговую и промежуточную аттестацию. Оценка тех или иных
постижений (результатов), входящих в портфолио может быть как
качественной, так и количественной.
3 .Порядок формирования портфолио.
3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих
«портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс
для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио - 1-4 классы начальной школы.
3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и
систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его
содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней.
При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио
выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным
делом (медицинской картой) ребенка.
4 .Структура, содержание и оформление портфолио.
4.1. Портфолио ученика имеет:
1. Титульный лист, который содержит основную информацию
(фамилия, имя, отчество, учебйое заведение, класс, контактную
информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика).
Титульный лист оформляется учеником совместно с педагогом,
родителями (законными представителями);
2. Основную часть, которая включает в себя:
• раздел «Мой мир»- помещается информация, которая важна и
интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения»,
«Моя школа», «Я - ученик», «Мой город», «Мои учителя»);
• раздел «Моя учеба»- в этом разделе заголовки листов посвящены
конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел
удачно написанными контрольными, творческими работами,
образцовыми тетрадями, проектами, отзывами о книгах и фильмах,
графиками роста техники чтения, таблицами с результатами
диагностик и тестов, тетради для контрольных работ и другие
диагностические работы;
• раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты,
дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы
успеваемости;
• раздел «Копилка творческих работ» - размещаются результаты
исследовательских работ, творческие работы, рефераты ит.д.
• раздел «Я оцениваю себя» - данные самооценки;
9

• раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка
педагогом стараний ученика, советы и рекомендации;
• раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале нового учебного года
содержимое портфолио анализируется ребенком (самостоятельно или с
участием взрослого). Наиболее значимые работы размещаются в
данном разделе, остальные извлекаются и размещаются в отдельной
папке («Архив»).
5.Критерии оценки достижений учащихся.
5.1. Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1
раза в полугодие по следующим критериям:

Раздел

Титульный лист, раздел
«Мой мир», «Отзывы и
пожелания», «Работы,
которыми я горжусь»

Разделы «Моя учеба»,
«Данные самооценки»

Раздел «Копилка
творческих работ»

Раздел «Мои
впечатления»

Раздел «Мои
достижения»

Индикатор
Красочность
оформления,
правильность
заполнения данных,
эстетичность,
разнообразие и полнота
материалов, наличие
листов самооценки.
Разнообразие работ,
наличие творческих
работ, проектов7,
самостоятельных
отзывов.
Систематичность
пополнения раздела.
Листы самооценки.
Наличие рисунков,
творческих работ,
проектов, сочинений
фото изделий, фото
выступлений.
Наличие творческих
работ по итогам
посещения музеев,
выставок, спектаклей,
экскурсий,встреч,
праздников и т.д.

Баллы

От 1-го до 5-ти баллов

- 5 баллов - от 5 и
больше работ по
каждому предмету;
- 3 балла - 3-4 работы
по каждому предмету;
- 1 балл - менее 3 работ
по каждому предмету
От 1-го до 5-ти баллов в
зависимости от полноты
сведений и
разнообразия материала.
От 1-го до 5-ти баллов в
зависимости от полноты
сведений и
разнообразия материала.

1 балл за каждую
грамоту школьного
Количество грамот,
уровня;
сертификатов, дипломов
2 балла - городского
уровня;
10

2 балла - за
сертификаты
дистанционных
олимпиад;
3 балла - за призовые
места на дистанционных
конкурсах, на других
более высоких уровнях.

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».