АП Домоводство 5-9

Приложение 1
к основной адаптированной образовательной программе
основного общего образования МБОУ СОШ № 75,
утвержденной приказом 279-о от 16.12.2020

Рабочая программа по предмету
Домоводство в 5-9 классе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по домоводству.
Пояснительная записка.
Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на
практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у
них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня
общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психо-физических
особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по
принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем
обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с
нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с
предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по
различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы,
направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы
быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия
должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке
навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д.
«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи:
расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека;
формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости
пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование
умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты: приготовить
блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых
вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие,
аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда,
экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию
электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания, ловкости,
скорости;внимания,
наблюдательности,
памяти,
находчивости,
смекалки,
сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии –
тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой,
обслуживающих учащихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это
позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в
обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для

расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и
формирования новых.
Основная цель социально-бытовой ориентировки: формирование знаний, умений,
навыков,
сопутствующих
социальной
адаптации
выпускников
специальных
(коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их
всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Цели:
• помочь детям адаптироваться в окружающем мире;
• приспособление к окружающему, усвоение общепринятых норм поведения,
• учить быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, не вмешиваться в разговор
старших, не перебивать говорящего;
• формировать морально-этические нормы поведения;
• выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях;

развитие коммуникативной функции речи, как непременное условие социальной
адаптации умственно отсталых учащихся,
Формы организации учебного процесса:
• индивидуальные;
• групповые;
• индивидуально-групповые;
• фронтальные;
• практические работы.
• Учебные экскурсии.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
• наблюдение;
• беседа;
• устный опрос;
• письменный опрос:
• тестирование.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. 6класс.
Учащиеся должны знать;
Последовательность утреннего туалета;
Периодичность и правила чистки зубов;
Периодичность мытья головы;
Правила освещения помещения;
Правило охраны зрения при чтении и просмотре телевизора;
Виды одежды и обуви;
Правила ухода за одеждой и обувью;
Санитарно гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
Правила сервировки стола к завтраку;
Правила заваривания чая;
Назначение кухонных принадлежностей и посуды;
Санитарно – гигиенические требования к использованию химическими средства для ухода
за посудой;
Следить за своей осанкой:
Правила поведения при встрече и расставании;
Формы общения с просьбой , вопросом;
Правило поведения за столом;
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;
Почтовый адрес своего дома и школы – интерната;
Маршрут проезда до интерната;
Пешеходный маршрут;
Правило передвижения на велосипеде;
Продовольственные и промтоварные магазины, их назначение;
Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах;
Виды отделов в продовольственном магазине;
Стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учащиеся должен уметь:
Совершать утренний туалет;
Совершать вечерний туалет в определённой последовательности;
Причёсывать волосы;
Подбирать одежду по сезону;
Различать одежду и обувь по назначению;
Сушить мокрую одежду; чистить одежду;
Сушить мокрую обувь;
Подготавливать обувь и одежду к сезонному хранению;
•

Накрывать на стол с учетом конкретного меню;
Мыть и чистить кухонную посуду;
Следить за своей осанкой;
Принимать правильную позу в положении стоя и сидя;
Следить за своей походкой и жестикуляцией;
Вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
Правильно вести себя за столом во время приема пищи.
Писать адрес на почтовых открытках.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
Соблюдать правила дорожного движения.
Выбирать продукты для приготовления завтрака с учётом конкретного меню;
Оплачивать покупку;
Соблюдать правила поведения в магазине.
5 класс (68 ч.)
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Тематика(6часов)
Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека
Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота
прически.
Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой
платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного
отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.
Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма
и окружающих. Воспитание силы воли.
Практические работы
Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи,
ног; расчесывание волос, подмывание на ночь; стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног,
используя детский крем; стирка носового платочка, трусиков, носок; установка
настольной лампы на рабочем месте.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; периодичность и
правила чистки ушей; правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при
чтении, просмотре телепередач; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями; о вреде
курения, алкоголя.
Уметь:совершать вечерний туалет в определенной последовательности; выбирать
прическу и причесывать волосы; стричь ногти на руках, ногах; стирать индивидуальные
личные вещи и содержать их в чистоте; беречь зрение; корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ(4часа)
Тематика
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их
виды и назначения.
Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение
загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.
Практические работы
Сушка и чистка — домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды одежды, обуви и их назначение; правила ухода за одеждой и обувью из
различных материалов (кожи, резины, текстильных).
Уметь: различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная,
праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

сушить и чистить одежду; подготавливать одежду и обувь к хранению; подбирать крем и
чистить кожаную обувь.
ПИТАНИЕ
Тематика
Значение питания в жизни и деятельности людей.
Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.
Место приготовления пищи и оборудование его.
Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.
Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.
Сервировка стола.
Практические работы
Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов; нарезка хлеба, сырых и
вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;
приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из
варенья; сервировка стола с учетом различных меню; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения; стирка салфеток.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: значение питания; правила безопасной работы режущими инструментами;
виды блюд, не требующих тепловой обработки; правила сервировки стола; правила мытья
посуды и уборки помещения.
Уметь: прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; строго соблюдать правила безопасной работы
режущими инструментами.
СЕМЬЯ(4часа)
Тематика
Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка,
дедушка).
Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни
рождения их.
Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.
Практические работы
Беседа с родителями и составление родового древа.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: родственные отношения в семье; состав семьи, имена, отчества, фамилии и
возраст их.
Уметь: записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила
поведения в семье.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ(5часов)
Тематика
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы
исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и
расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом.
Практические работы
Выполнение физических упражнении для укрепления правильной осанки; ролевая игра —
ситуативные диалоги — при встрече, расставании и за столом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; правила поведения при
встрече и расставании; формы обращения с просьбой, вопросом; правила поведения за
столом.
Уметь: следить за своей осанкой приниматьправильную позу в положении сидя и
стоя;

следить за своей походкой, жестикуляцией; правильно сидеть за столом, пользоваться
столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу; правильно вести
себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми
(знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях; вежливо обращаться с просьбой,
вопросом ксверстниками и взрослым.
ЖИЛИЩЕ(6часов)
Тематика
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.
Виды жилья: собственное, государственное.
Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции — комнаты
отдельные, смежные; по назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др.
Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе.
Почтовый адрес дома, школы-интерната.
Практические работы
Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и переводе; на телеграмме и
телеграфном переводе; организация рабочего места школьника.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды жилых помещений в городе и селе и их различие; почтовый адрес своего
дома и школы-интерната; правила организации рабочего места школьника.
Уметь: писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе; соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом
помещении.
ТРАНСПОРТ(7часов)
Тематика
Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды
транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки
дорожного движения.
Экскурсии
Коллективные поездки в транспорте.
Практические работы
Оплата проезда в транспорте. Составление маршрута от дома до школы-интерната.
Изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, интернату.
Рассчитать стоимости проезда от дома до школы-интерната и обратно. Определить сумму
денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; наиболее
рациональный маршрут проезда до школы-интерната; варианты проезда до школы рациональными видами транспорта; количество времени, затраченное на дорогу, пересадки,
пешеходный маршрут; правила передвижения на велосипеде.
Уметь: соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки,
покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила
дорожного движения; различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из
дома до школы школы-интерната и обратно.
ТОРГОВЛЯ(10часов)
Тематика
Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности
людей, животных.
Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея,
молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.
Продуктовые специализированные; «Булочная», Булочная-кондитерская», «Овощи
и фрукты» и др.

Виды товаров фасованные и в развес и розлив.
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью
продавца и самообслуживание).
Срок годности, стоимость.
Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.
Практические работы
Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их
стоимости за определенное количество массы; определенные сроки годности (на примере
молочных продуктов); приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и
сдачи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды магазинов; назначение продуктовых магазинов, их отделы и
содержание продукции; правила поведения в магазине; правила покупки товаров;
стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц,
некоторых овощей и фруктов.
Уметь:выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;
округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и
сдачу; культурно вести себя с работниками торговли
6 класс (68 ч.)
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА(4часа)
Тематика
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.
Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур,
солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.
Правила и приемы ухода за органами зрения.
Способы сохранения зрения — контактные линзы, линзовые и коррекционные очки,
хирургическое вмешательство.
Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность,
расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.
Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как
детей, так и взрослых.
Практические работы
Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; обтирание тела, принятие
душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых; выполнение физических
упражнений — утренняя зарядка; выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в
процессе игровой ситуации; уход за глазами: промывание и протирание их, пользование
безопасными пипетками; проверка зрения у окулиста; просмотр учебных кинофильмов о
вреде наркотиков и токсических веществ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать: правила закаливания организма; правила соблюдения личной гигиены во время
физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ.
Уметь:закаливать свой организм; соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во
время походов, экскурсий; отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические
вещества, проявив силу воли, настойчивость.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ(8 часов)
Тематика
Значение опрятного вида человека.
Поддержание одежды в порядке: - правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков,
петель, зашивание распоровшегося шва.
Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
Практические работы

Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде;
подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва; стирка и глажение изделий из
хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы
колющими и режущими инструментами.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы
колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми
химическими средствами; правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых
тканей.
Уметь: пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду по
распоровшемуся шву; подшить платье, брюки, рубашки; подбирать моющие средства для
стирки изделий их хлопчатобумажных тканей; стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей; гладить их.
ПИТАНИЕ(13 часов)
Тематика
Гигиена приготовления пищи.
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.
Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.
Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических
моющих средств.
Составление рецепта приготовления блюд.
Практические работы
Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов; чтение
рецептов, подготовка продуктов; приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета,
картошки и др., простейших блюд с минимумом тепловой обработки; заварка чая; строгое
соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи; составление рецепта
приготовления собственного блюда; мыть посуду с применением химических моющих
средств.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: способы выбора доброкачественных продуктов; приготовление каши,
заварка чая, варка яиц разного состояния; способы хранения продуктов и готовой пищи;
правила составления рецепта блюда.
Уметь: пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила
безопасности; приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая
правила безопасности; составить рецепт блюда; вымыть, вычистить посуду.
СЕМЬЯ(2 часа)
Тематика
Место работы каждого члена семьи, занимаемая
должность, продуктивная
деятельность их.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы
Родственные отношения в семье; беседа с родителями, запись сведений о них и других
членах семьи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и
близких родственников;
как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
свои права и обязанности в семье.
Уметь:
рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и
продуктивной их деятельности;
выполнять

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ(4 часа)
Тематика
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее,
библиотеке, на дискотеке). Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Практические работы
Сюжетная игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её силами
учеников.правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
способы ведения разговора со старшими, сверстниками.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила
поведения при вручении и приема подарков.
Уметь: культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;
тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
ЖИЛИЩЕ(9 часов)
Тематика
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке
электропылесоса.
Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и
др.)
Практические работы
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность
проведения сухой влажной уборки; правила пользования электропылесосом; санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми
электроприборами.
Уметь: производить сухую и влажную уборку помещения; чистить
электропылесосом ковры, книжные полки, батареи; чистить мебель; соблюдать правила
безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.
ТРАНСПОРТ(6 часов)
Тематика
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый
проездной, проездной единый билет). Наиболее рациональные маршруты передвижения от
дома до школы-интерната в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные
пункты. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсии
Экскурсии на вокзал.
Практические работы
Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом
и обратном направлении
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды междугороднего транспорта; стоимость проезда на всех видах городе
кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов); порядок
приобретения билетов и талонов; компостирование талонов.
Уметь: выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; определять направление и
зоны.
ТОРГОВЛЯ(4 часа)
Тематика

Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея,
книги, школьно-письменных принадлежностей, хозяйственные и др.
Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»:
словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по
размерам), женская, мужская и др. и т.д.
Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена
товара, предусмотренного правилами торговли.
Практические работы
Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и
видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком;
приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку и т.п.),
проверка чека и сдачи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать:виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
правила поведения в магазине и общения с работниками магазина; правила покупки
товаров; стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других,
часто используемых товаров).
Уметь: выбрать нужный товар; выяснить срок гарантии на его использование;
оплатить, проверить чек и сдачу; хранить чек в течение срока гарантии на товар; вернуть
товар, не отвечающий желанию покупателя.
СРЕДСТВА СВЯЗИ(8 часов)
Тематика
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный
перевод, телеграмма).
Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением).
Международные и на территории своего государства.
Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту-телеграф: написание адреса на почтовых конвертах, на
открытках «уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Их
отличие.
Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: основные средства связи; виды почтовых отправлений; стоимость почтовых
услуг при отправке писем, телеграмм.
Уметь: находить индекс почтового отделения по справочнику; записать адрес на
конверте; составить текст телеграммы; заполнить телеграфный бланк, подсчитывать
стоимость телеграммы.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ(5 часов)
Тематика
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в
оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские
сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием,
госпитализация.
Меры предупреждения глистных заболеваний.
Практические работы

Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без
рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка,
пинцет и др.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: способы вызова врача на дом; меры по предупреждению глистных
заболеваний;
функции основных врачей-специалистов; основной состав домашней аптечки:
дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и
др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю
аптечку; о возможном вреде самолечения.
Уметь: записаться на прием к врачу; вызвать врача на дом; в экстренных случаях
врачей «скорой помощи»;приобрести лекарство в аптеке.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ(2 часа)
Тематика
Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК
(детский сад-школа) — учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ),
гимназия, лицей, колледж и их назначение.
Практические работы
Экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; выбор
кружка с учетом своих интересов для организации свободного времени.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды детских учреждений и назначение; адрес дома детского творчества;
какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.
Уметь: обращаться к работникам ДДТ; правильно вести себя на занятиях, в
игротеке, в читальном зале; соблюдать правила поведения в школе и других общественных
местах.
7 класс (68 ч.)
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА(6 часов)
Тематика
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные.
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практические работы
Мытье тела и волос под присмотром взрослых; подбор мыла, шампуня для мытья
кожи и волос с учетом их состояния (жирные, сухие, нормальные).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать: правила личной гигиены девушки и юноши; виды косметических салфеток;
правила ухода за кожей лица и волосами.
Уметь:определить тип кожи и волос; подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и
выпадения волос; правильно ухаживать за лицом и волосами.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ(8 часов)
Тематика
Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей,
стирка изделий из шелка в ручную.
Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды.
Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Практические работы
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат; стирка мелких изделий из белой
хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины, соблюдая правила

безопасности в работе. Стирка изделий из шелка - в ручную; экскурсия в прачечную,
знакомство со стоимостью услуг; прейскурантом на определенные виды стирки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: особенности стирки цветного и белого белья; правила пользования
моющими средствами; устройство стиральной машины и правила пользования ею;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте
одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины; санитарно-гигиенические
требования - последовательность одежды из различных тканей, а также постельного белья,
полотенец, скатертей; назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в
прачечную; правила пользования прачечной самообслуживания.
Уметь: ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат; стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины;
гладить одежду и белье.
ПИТАНИЕ(11 часов)
Тематика
Виды питания.
Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных
продуктов.
Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и
времени при приготовлении пищи.
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
Практические работы
Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и
электробытовыми приборами; чтение рецептов и подбор продуктов; приготовление щей из
свежей капусты; приготовление киселя, компота; соблюдение правил безопасности при
работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды питания, их особенности; значение первых, вторых блюд; правила
безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при
приготовлении пищи.
Уметь: пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой,
теркой, взбивалкой (миксером) и др.; приготовить первое и второе блюдо по рецепту из
доступных по цене продуктов; составить меню завтрака, обеда, ужина на день.
СЕМЬЯ(4 часа)
Тематика
Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми - умывание,
одевание, обувание, причесывание; - в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате,
дома.
Практические работы
Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку; разучивание с ними тихих и
подвижных игр; проведение игр с младшими школьниками.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: младшими детьми; различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.
Уметь: ухаживать за младшими детьми; объяснять им правила игры и играть с
ними в тихие и подвижные игры; помогать младшим при уборке игрушек; рассказывать
им сказки; петь с ними детские песенки.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ(4 часа)
Тематика
Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке
в
гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.
Практические работы

Изготовление несложных сувениров; сюжетная игра «В гости к...».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила
поведения при вручении и приема подарков.
Уметь: культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.); выбирать подарки; изготавливать
простые сувениры; вручать и принимать подарки.
ЖИЛИЩЕ(8 часов)
Тематика
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к
зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска,
линолеум, ковер), средства ухода за полом.
Практические работы
Cухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним; мытье полов.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
способы и периодичность ухода за окнами; виды моющих средств, используемых при
уборке и мыте окон; способы утепления окон; правила топки печей и заготовки топлива;
правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.
Уметь: убирать жилые помещения; мыть зеркала и стекла; утеплять окна; ухаживать за
полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства; топить печку
с учетом местных особенностей
ТРАНСПОРТ(6 часов)
Тематика
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные
службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов.
Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Порядок
сдачи и получения его.
Экскурсии
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Практические работы
Определить пункт назначения. Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона
(общий, плацкартный, купейный, мягкий).Уточнить стоимость проезда с учетом вида
поезда и типа вагона, выяснить свои возможности
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: функции железнодорожного транспорта; тип пассажирского вагона (общий,
плацкартный, купейный, мягкий); примерную стоимость билета в зависимости от типа
вагона и дальности расстояния; виды справочных служб камер хранения; сроки и
стоимость хранения багажа; о сроках и месте возврата приобретенного билета
Уметь: ориентироваться в расписании, ознакомиться с правилами пользования
железнодорожным транспортом;
выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте.
ТОРГОВЛЯ(4 часа)
Тематика
Универмаги и универсамы, их назначение.
Сельмаг и сельпо. Их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения,
принципа действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение
чека, сдачи. Хранение чека или его копии.

Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.
Практические работы
Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для
покупки указанного товара и по собственному желанию
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать:назначение универмага и универсама; различия между ними; за какими
товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам; стоимость мебели, ковра,
холодильника, телевизора и др. подобных товаров.
Уметь:найти нужные товары в отделах универмага или универсама; приобретать товары с
учетом необходимости в потребности их и финансовым возможностями.
СРЕДСТВА СВЯЗИ(7 часов)
Тематика
Почта: виды бандеролей (простая, заказная ценная, с уведомлением), порядок их отправления; упаковка, стоимость пересылки; посылки, виды упаковок, правила отравления,
стоимость отправления; посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту-телеграф: заполнение бланков на отправку бандероли,
посылки;
упаковка бандероли, посылки; определение стоимости отправки простых и ценных
посылок.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке; максимальный вес
почтовых отправлений; виды и способы упаковок; виды почтовых отправлений
Уметь: заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; составить опись
посылаемых предметов; упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке; определить
стоимость почтовых отправлений.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ(2 часа)
Тематика
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при
микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы укусы насекомыми и др.)
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на
раны.
Меры по предупреждению переломов.
Практические работы
Экскурсия в травмопункт, наблюдения за накладыванием гипса при переломах.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: меры по предупреждению переломов; виды доврачебной помощи; правила
обработки раны и наложения повязки; меры предупреждения осложнений после
микротравмы; правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах
(покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Уметь: использовать лекарственные растения при оказании первой помощи;
готовить настои, отвары из лекарственных растений; обрабатывать раны, накладывать
повязки.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ(3часа)
Тематика
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для
жителей города и села.
Практические работы
Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие
для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать: местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного
предприятия; название цехов, отделов, рабочих специальностей; виды выпускаемой
продукции.
Уметь: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.
8 класс (68 ч.)
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА(2 часа)
Тематика.Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей
лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра и природные средства.
Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения его — воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других
положительных качеств личности.
Практические работы
Упражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение
крема, пудры, с учетом состояния кожи; использование масок из фруктов и овощей.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать: правила ухода за кожей лица; приемы нанесения косметических средств на
лицо, шею.
Уметь:правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног; использовать подручные
средства дополнительно к кремам, лосьонам; в меру пользоваться косметикой.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ(6часов)
Тематика
Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических
тканей.
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях.
Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков.
Химчистка — знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами
по приведению одежды в надлежащий вид.
Практические работы
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила
безопасности в использовании стирального порошка; экскурсия в химчистку, знакомство с
правилами приема изделий и выдача их, с прейскурантом на чистку определенного вида
изделий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей;
правила и последовательность глажения изделий; виды предприятий по химической
чистке одежды, их назначение; виды оказываемых ими услуг; правила подготовки вещей к
сдаче в чистку.
Уметь: стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей; гладить
блузки, рубашки, платья.
ПИТАНИЕ(15 часов)
Тематика
Виды теста: дрожжевое, пресное.
Приготовление изделия из теста.
Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод,
фруктов, овощей, зелени.
Запись рецептов.
Практические работы
Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов; приготовление пресного
теста, из него лапши и выпечка печенья; запись рецептов соления, варенья, консервирования, сушки овощей, фруктов, ягод; приготовление овощного салата; нарезка зелени и
фруктов для сушки
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать: виды теста; способы приготовления изделий из теста; способы заготовки
продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.
Уметь: приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье; нашинковать
морковь, петрушку, сельдерей, укроп; заготовит ягоды без тепловой обработки; записать
рецепт соления, варенья, консервирования.
СЕМЬЯ(6 часов)
Тематика
Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним — кормление из соски, с
ложечки; купание, одевание, пеленание, уборка постели.
Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.
Практические работы
Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы; мытье детской посуды, игрушек.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила ухода за правила ухода за грудным ребенком: правила и
периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания; правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка; санитарно-гигиенические требования к
содержанию детской постели, посуды, игрушек.
Уметь: купать, одевать, пеленать куклу; кормить куклу из соски и с ложечки;
содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ(4 часа)
Тематика
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.
Практические работы
Сюжетная игра «Встреча молодых людей».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и
дома; требования к внешнему виду молодых людей.
Уметь: культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в
кино, на танцах и т.д.), дома; выбирать косметические средства, украшения, прическу,
одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения
танцев.
ЖИЛИЩЕ(4 часа)
Тематика
Уборка кухни, санузла, ванны.
Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны.
Практические работы
Мытье кафельных стен, чистка раковин.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны; моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла; санитарно-гигиенические требования и правила
техники безопасности при уборке кухни и санузла.
Уметь: мыть кафельные стены, чистить раковины; пользоваться печатными инструкциями
к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны.
ТРАНСПОРТ(3 часа)
Тематика
Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные
маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость
проезда до пункта назначения.
Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные
службы. Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость
проезда до условного пункта назначения.
Экскурсии

Экскурсия на автобусную станцию.
Практические работы:Выбрать пункт назначения. Определить время и место
отправления. Рассчитать стоимость проезда на теплоходе в направлениях «туда и
обратно» с учетом класса каюты.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: основные автобусные маршруты; основные маршруты водного транспорта;
правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта.
Уметь: пользоваться расписанием; определять стоимость проезда; покупать билет;
обращаться за справкой; выполнять правила безопасности при поездке на речном,
морском, автобусном видах транспорта.
ТОРГОВЛЯ(4 часа)
Тематика
Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно
действующие, временные, оптовые, мелкооптовые.
Различия рынка от магазина: одно из них —право покупателя предлагать продавцу
снизить цену (право торговаться); — право выбора товара.
Практические работы
Экскурсия на рынок. Выявление системы расположения продаваемой продукции;
нахождение более низких цен на одноименную продукцию; сравнение рыночных цен и
магазинных на одно и тоже название товара.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: рынок, его виды; основные отличия от магазина; правила поведения на
рынке; права покупателя на рынке; цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь
и др., а также и фрукты, ягоды и промышленные товары.
Уметь: выбрать месторасположения нужных товаров; выбрать продукцию в соответствии
с её качеством (внешний вид, вкус и др.), количества, цены.
СРЕДСТВА СВЯЗИ(5 часов)
Тематика
Телефон: Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом,
таксофоном, квартирным. Правила пользования телефонным справочником.
Культура разговора по телефону. Вызов милиции — 02; пожарной команды — 01;
утечка газа — 04; скорой помощи — 03; и другие аварийные службы (поломка водопровода,
неисправности электроэнергии и др.). Получение справок по телефону — Служба точного
времени «говорящие часы».
Междугородняя телефонная связь Порядок пользования автоматической связью. Виды
заказ междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные
разговоры.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту-телеграф: Сюжетно-ролевая игра «телефонная справочная
служба». Выбор названия города, знакомство с кодом и тарифом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды телефонной связи; правила пользования ими, телефонным
справочником;
номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа;
периодичность оплаты телефона; виды междугородней связи, правила пользования
автоматической телефонной связью; тарифы на телефонные разговоры с учетом времени
суток, праздничны дней и дальности расстояния; оплата за телефон; порядок заказа
междугороднего разговора по адресу; правила культурного краткого разговора.
Уметь: кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова; узнать
время;
получить по телефону справку; культурно разговаривать по телефону.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ(7 часов)

Тематика
Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление,
солнечный удар).
Первая помощь утопающему.
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Практические работы
Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой
раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: меры по предупреждению несчастных случаев в быту; правила и приемы
оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение изсостояние теплового и
солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении
разных степеней, промывание желудка при отравлении; приемы оказания помощи
спасенному из водоема
Уметь: оказать первую помощь при ожоге, обморожении; оказать первую помощь
утопающему.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ(4часа)
Тематика
Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.
Практические работы
Экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания
помощи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи; адрес местной
префектуры; отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного
образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи.
Уметь: обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других
учреждений.
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА(8 часов)
Тематика
Бюджет семьи:
виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные
дотации (пособия, субсидия и др.);
условия и порядок их получения; основные статьи расходов:
а)
оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и
другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и
освещения;
б)
виды государственных страхований;
в)
питание;
г)
оплата проезда;
д)
виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;
оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной
гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года;
создание уюта и сбережение сил, времени, денег:
это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви,
одежды.
— повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра,
музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат,
магнитофон, мотки шерсти, ткань и т.д.
е)
помощь родственникам.
2. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды
хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.

Практическая работа
Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление
доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи.
Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее
необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью. Упражнения в снятии
показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды, телефонных разговоров).
Расчет стоимости израсходованной электроэнергии (газ, воды, телефонных разговоров);
заполнение квитанция (на конкретных примерах); упражнение в планировании крупных,
дорогостоящих покупок (на конкретных примерах);
Экскурсия в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этого учреждения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: составные части бюджета семьи и их размер; основные статьи расходов в
семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа,
телефона и др.; стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.); правила
экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с
вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка,
реставрация, покраска и др.); виды и цели сбережений.
Уметь: подсчитать бюджет семьи; составить доверенность на получение зарплаты,
пенсии и др.; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;
снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии,
газа, воды и т.п., заполнять квитанции; планировать и подсчитывать расходы на
культурные и текущие потребности, крупные покупки; соблюдать правила экономии в
семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк.
9 класс (68 ч.)
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (6часов)
Тематика
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).
Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании
средствами для выведения пятен.
Практические работы
Определение собственных размеров одежды и обуви; экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими
ученику; выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением
безопасности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: размеры своих одежды и обуви; гарантийные сроки носки; правила
возврата; способы обновления одежды с помощью мелких деталей; средства выведения
пятен в домашних условиях; общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых
пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов
горячего утюга и др.; санитарно-гигиенические требования и правила техники
безопасности при работе со средствами выведения пятен; правила стирки изделий из
тюля, трикотажа.
Уметь: пользоваться журналом мод; подбирать одежду и обувь в соответствии с
индивидуальными особенностями; рационально выбирать товары, учитывая их
назначение и собственные возможности; выводить пятна на одежде разными средствами;
стирать изделия из тюля и трикотажа.
ПИТАНИЕ (11 часов)
Тематика
Диетическое питание.
Питание детей ясельного возраста.

Приготовление национальных блюд.
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Работа с литературой; подбор рецептов диетического питания; составление меню
диетического питания на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребенка
ясельного возраста; запись рецепта наиболее характерного национального блюда и
приготовление его; составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу
окончания школы).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: значение диетического питания; особенности и важности правильного
питания детей ясельного возраста; названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
Уметь: составить меню диетического питания на день; приготовить 1 —2 диетическое блюдо; составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить
соответственно его блюда; приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола; выполнить сервировку праздничного стола.
СЕМЬЯ (8часов)
Тематика
Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга,
отдыха в семье.
Семейные традиции.
Забота о детях.
Практические работы
Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в
семье; семейные традиции; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;
обязанности, связанные с заботой о детях.
Уметь: анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную
оценку;
выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям,
дедушкам, бабушкам); оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся
члену семьи; активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье; поддерживать и
укреплять семейные традиции; выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (4часа)
Тематика
Адекватность поведения в обществе.
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила поведения в обществе — правила приема гостей (правила хозяев при
встрече, расставании, во время визита).
Уметь: встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их; анализировать по
ступки людей и давать им правильную оценку.
ЖИЛИЩЕ (4часа)
Тематика
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
Сохранение жилищного фонда.
Практические работы
Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади,
назначения комнат, наличия мебели);

требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
правила сохранения жилищного фонда.
Уметь: расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера.
ТРАНСПОРТ(2часа)
Тематика
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: службы аэровокзала; порядок приобретения и возврата билетов; правила
посадки в самолет; правила поведения в аэропорту; правила безопасности во время полета
самолетом, вертолетом.
Уметь: ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные
средства; выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в
аэропорту.
ТОРГОВЛЯ(4часа)
Тематика
Значение
ярмарок:
международные,
межрегиональные,
межгородские,
межрайонные, сельские.
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
Время и место проведения ярмарок.
Практические работы
Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина – распродажи товаров
по сниженным ценам.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место
проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.
Уметь: приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести
самостоятельно в новые условия — ярмарки.
СРЕДСТВА СВЯЗИ(6часов)
Тематика
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления
денежных переводов.
Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с
определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в
современных условиях жизни общества.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту: заполнение бланков на отправление денежного перевода,
почтового и телеграфного.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды денежных переводов, их стоимость; виды связи (сотовая,
компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость; стоимость
услуг по каждому виду связи.
Уметь: заполнить почтовый и телеграфный перевод; подсчитать стоимость
денежных отправлений; оформить квитанции по оплате телефонных услуг.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ(6часов)
Тематика
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Уход за больным.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Практические работы

Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись,
чтение инструкции "показаний и применения лекарства, составление графика приема;
поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила и приемы ухода за
больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.
Уметь: строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать,
переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); ставить горчичники.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ(4часа)
Тематика
Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление»
и др., их назначение.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: местонахождения предприятия бытового обслуживания населения; какие
виды услуг оно оказывает; правила пользования услугами; стоимость обслуживания;
профессии работников этого предприятия.
Уметь: обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового
обслуживания.
ТРУДОУСТРОЙСТВО (8часов)
Тематика
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа
труда).
Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для
поступления на работу. Их оформление.
Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их
составления.
Практическая работа
Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем
учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление,
автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки,
докладной записки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождения и названия
предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; виды
документов, необходимых для поступления на работу; правила перехода с одной работы
на другую; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Уметь: обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;
написать заявление о принятии на работу, о переходе с одной работы на другую, о
предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; заполнить
анкету; составить заявки на материалы, инструменты; написать расписку, докладную
записку.
Литература.
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2005, под
редакцией И.М. Бгажноковой.
2. Воронкова, В. В. , С. А. Казакова, С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9
классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие

для учителя/ В. В. Воронкова, С. А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
– 247 с. – (Коррекционная педагогика).
3. С.А.Львова, практический материал к урокам Социально- бытовой ориентировки в
специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида:пособие для учителя
5-9 классы,Москва «Владос»2013-136стр.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДОМОВОДСТВУ
5-9 КЛАССЫ
5 класс
№
Тема
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Введение
Правила личной гигиены в течение дня.
Предметы и средства личной гигиены.
Уход за полостью рта.
Уход за ушами.
Правила охраны зрения.
Уход за волосами.
Обобщение по теме. Проверочная работа.
Поведение в музее, библиотеке.
Ролевая игра « Запишите меня в библиотеку».
Поведение в кино , в театре.
Ролевая игра « Здравствуй театр».
Виды жилых помещений.
Виды помещений в жилых домах.
Почтовый адрес дома, школы.
Написание адреса на почтовой открытке.
Обобщение по теме. Проверочная работа.

Кол-во
часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
3234
35
36
37
38
39
40

Правила вытирания пыли.
Правила подметания пола.
Гигиенические требования к жилому помещению.
Инвентарь и приспособление для уборки
Последовательность уборки детской комнаты.
Обобщение по теме. Проверочная работа.
Значение продуктов питания для здоровья человека.
Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение.
Правила мытья и чистки посуды.
Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку.
Правила заваривания чая.
Поведение за столом.
Правила приема пищи.
Упражнения по этикету.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

Виды городского транспорта.
Правила поведения в транспорте, на улице.
Проезд в школу.
Правила дорожного движения
Экскурсия на улицу.
Основные виды магазинов. Правила поведения
назначение

в магазине.

1
1
1
1
1
Их 1

42
43
4445
46
4748
4950
51
52
53
54
55
56
57
58
59
6062
6365
6667
68
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Виды отделов в продуктовых магазинах правила покупки товара.
Порядок покупки товара в продуктовом магазине.
Экскурсия в магазин.

1
1
2

Приготовление бутербродов.
Приготовление блюд из яиц.

1
2

Приготовление салата или винегрета.

2

Обобщение по теме. Проверочная работа.
Виды одежды и головных уборов, их назначение.
Повседневный уход за одеждой и подготовка к ее хранению.
Виды обуви, их назначение.
Повседневный уход за кожаной обувью.
Повседневный уход за замшевой обувью.
Уход за мокрой обувью из кожи.
Подготовка обуви к хранению.
Обобщение по теме. Проверочная работа.
Личная гигиена. Повторение пройденной темы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

Питание. Повторение пройденной темы.

3

Одежда. Повторение пройденной темы.

2

Транспорт. Повторение.

1

6 класс

Тема
Личная гигиена
Закаливание организма
Уход за руками
Гигиена зрения
О вреде наркотиков и токсических веществ
Одежда и обувь
Ремонт одежды
Правила безопасной работы
П.р. Пришивание пуговиц.
П.р. Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву.
П.р. Пришивание вешалки к пальто
Ручная стирка изделий из цветных и шелковых тканей
С.р. игра «Ателье по срочному ремонту одежды»
Утюг. Правила техники безопасности при работе
Глажение изделий
Обобщение пройденной темы.
Питание
Гигиена приготовления
Способы выбора продуктов.
Хранение продуктов и готовой пищи.
Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой.
Чтение и составление рецепта.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52-53
54
55
56
57
58
59-60
61
62
63
64

Правила хранения продуктов
Блюда из круп.
П.р. Приготовление манной каши
Заварка чая.
Варка яиц.
Приготовление блюда из картофеля.
П.р. Генеральная уборка кухни. Уход за посудой.
Я и моя будущая семья
Состав семьи. Место работы членов семьи.
Правила поведения в семье. Обязанности по дому.
Культура поведения
Как вести себя в общественных местах
Формы обращения к старшим и сверстникам
Формы обращения с просьбой ,вопросом к старшим и сверстникам
Разговор со старшими, сверстниками
С.р. игра « В театре»
Средства связи
Основные средства связи
Виды почтовых отправлений
Виды писем
Порядок отправления письма.
Стоимость пересылки.
Экскурсия на почту
Жилище
Ваш дом
Значение уборки жилых помещений
Уборка квартиры
Основные правила организации рабочего места школьника
Требования к организации спального места школьника
Виды половых покрытий, уход за ними.
Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним
Чистка мягкой мебели, мытье стекол.
Центр досуговой деятельности
Обобщение пройденной темы. Проверочная работа
Транспорт
Основные транспортные средства
Оплата проезда всех видов транспорта
Экскурсия на улицу
Маршрут передвижения по селу.
Направления, ж.д. зоны, билеты.
Торговля
Виды отделов в продуктовых и промышленных магазинах.
Порядок покупки товара в продовольственных магазинах
Обмен товара по чеку.
Экскурсия в магазины
С.р. игра «В продовольственном магазине»
Обобщение пройденной темы.
Медицинская помощь
Медицинские учреждения.
Виды медицинской помощи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

65
66
67-68

Меры предупреждения глистных заболеваний.
Приобретение лекарства.
Итоговые занятия. Тестирование.
7 класс.

1
1
2

№

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6-7
8-9
10
11
12
13
14
15
16-17
18-19
20
21
22
23
24
25-26
27-28
29
30
31
32-33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44-45

Личная гигиена
Внешняя красота.
Личная гигиена подростка
Одежда и обувь
Ремонт одежды.
Правила безопасной работы
П.р. «Выполнение ремонта в месте разрыва ткани»
П.р. штопка
П.р. наложение заплаты.
Что такое стирка?
Стирка хлопчатобумажных и льняных тканей.
Глажение прямого белья
Прачечная
Виды услуг химчистки
Обобщение пройденной темы
Питание
О рациональном питании
Пищевая ценность продуктов
Супы
Санитарно- гигиенические требования и правила безопасной работы
при приготовлении пищи
Сладкие блюда
Сервировка стола к обеду
Приготовление закуски.
Приготовление первых блюд
Приготовление вторых блюд
Приготовление третьих блюд
Обобщение темы.
Я и моя будущая семья
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи.
Разучивание тихих подвижных игр.
П.р. «Играем вместе с малышом дома»
Сказки, песенки.
Культура поведения
Умение приглашать гостей
В вашем доме поселились гости
Вы собираетесь в гости
Умение выбирать подарки
С.р. игра « Я иду на день рождение»
Жилище
Значение жилища для человека. Уборка квартиры
Сезонная уборка жилого помещения
Способы и периодичность ухода за окнами
П. р. «Чистка и мытье оконных стекол и зеркал»

1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

46
47
48
49
50
51
52-53
54
55
56-57
58
59-60
61
62-63
64-68
№
1
2
3-4
5-6
7-8
9
10
11
12
13
14
15-16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

П. р. уход за полом и мебелью.
Правила заготовки топлива и топка печей
Обобщение пройденной темы
Транспорт
Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы
Приобретение билетов .Виды вагонов. Камеры хранения
С.р. игра «Покупка билетов»
Торговля
Универмаги и универсамы.
Стоимость некоторых товаров.
С.р. игра «В магазине»
Экскурсия в магазин
Средства связи
Почта . Посылки и бандероли.
Экскурсия на почту
Медицинская помощь
Первая помощь при порезах и ссадинах
Лекарственные растения
Итоговые занятия. Тестирование.
8 класс

1
1
1

тема

Кол-во
часов

Личная гигиена
Значение косметики для девушки и юноши
Косметические дезинфицирующие средства
Одежда и обувь
Уход за одеждой из хлопковых, льняных, шелковых и др. тканей
Глажение фасонного белья
Прачечная. Виды услуг
Обобщение по теме
Питание
Санитарно- гигиенические требования к приготовлению пищи
Кухонные механические приспособления
Консервирование фруктов и ягод
Замораживание овощей, фруктов и ягод
Запись рецепта приготовление варенья из моркови
Составление меню на несколько дней, на день.
Питание. Практическая работа.
Тесто дрожжевое.
Выпечка печенья
Тесто для блинов.
Заготовка продуктов в прок.
Запись рецептов.
Сушка продуктов.
Практическая работа.
Я и моя будущая семья
Распределение обязанностей в семье
Бюджет семьи
Расходы за питание
Планирование крупных покупок

1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
2
5

1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31-32
33

Содержание жилища
Расчет платы за электроэнергию
Планирование расходов на день, на две недели
Обобщение по теме.
Культура поведения
Внешний вид юноши
Как вести себя на дискотеке
С.р. игра «Знакомство на дискотеке»
С.р игра « Первое свидание»
Жилище.
Правила и периодичность уборки кухни, санузла.
Правила мытья кафельной плитки.
Бытовая химия в доме.
Содержание жилища. (Повторение)
Транспорт.
Междугородний автотранспорт. Расписание
Экскурсия на автовокзал.
Водный транспорт.
Торговля.
Специализированные магазины.
Правила поведения в магазине.
Виды товара, отделы.
Экскурсия в магазин
Средства связи
Городской телефон
Междгоародная телефонная связь
Правила общения по телефону
Телефонный справочник.
Практическая работа
Медицинская помощь
Глистные заболевания и меры их предупреждения
Первая помощь при несчастных случаях
Первая помощь утопающему
С.р. игра «Первая помощь при несчастных случаях»
Обобщение по теме.
Госучреждения: управа, префектура, милиция
Экономика домашнего хозяйства.
Экономика домашнего хозяйства.
Правила экономики.
Содержание жилища и его оплата
Сбережение.
Виды вкладов.
Практическая работа.
Повторение изученного за год.
Тестирование.
9 класс

1
1
2
1

№

Тема

1

Личная гигиена
Правила личной гигиены- основа образа жизни

Кол-во
часов

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45-46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
39
39
40
41
42
43

Вред курения и алкоголя
Одежда и обувь
Стиль одежды, вкус, мода.
П.р. «Определение своего размера одежды и обуви»
Выбор одежды и обуви при покупке.
Варианты обновления одежды.
Выведение мелких пятен с одежды
Экскурсия в магазин
Обобщение по теме
Питание.
Санитарно- гигиенические требования и правила техники безопасности.
Меню праздничного стола. Сервировка стола.
Диетическое питание.
Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста
Консервирование овощей.
Способы стерилизации.
Запись рецепта приготовления квашеной капусты.
Приготовление национальных блюд
Я и моя будущая семья.
Забота о детях.
Российская семья.
Условия создания семьи.
Какая она, моя будущая семья?
Досуг. Организация отдыха.
Взаимоотношения в семье ,обязанности членов семьи.
Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей.
Традиции.
Упражнение в планировании бюджета.
Итоговый урок
Культура поведения.
Как правильно вести себя в различных общественных местах
Прием гостей и правила хорошего тона.
Правила общежития.
С.р.игра «Мы принимаем гостей»
Жилище.
Интерьер. Рациональная расстановка мебели.
Сохранения жилищного фонда.
Виды уборки квартиры
Косметический ремонт. Подсчет расходов на ремонт.
П.р. «Упражнение в расстановке мебели»
Транспорт.
Назначение авиатранспорта.
Работа над словарем.
Порядок приобретения билетов. Практическая работа.
Торговля.
Рынок.
Отличие рынка от магазина.
Комиссионный магазин, его особенности.
Обобщение по темам.
Средства связи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Виды денежных переводов.
Виды связи.
Посылки. Правила упаковки и отправление.
Экскурсия на почту
С.р. игра «Вызов по телефону»
Медицинская помощь.
Инфекционные заболевания и меры их предупреждения.
Листок нетрудоспособности.
Уход за больным.
С.р. игра « Больной в доме»
Трудоустройство.
Ситуация выбора после 9 класса. Отдел кадров.
Краткая характеристика рабочих мест.
Трудоустройство.
Охрана труда несовершеннолетних.
Трудовой договор. Трудовой стаж.
Временные работы.
Постоянная работа. Работа по контракту.
П.р. «Написание заявлений»
П.р. «Написание автобиографии»
П.р «Написание доверенности»
Предприятия бытового обслуживания.
Виды оказываемых услуг.
Сбережения. Виды вкладов.
Государственное страхование.
Кредит. Оформление кредита.
Повторение изученного за год

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».