АП КБЖ для детей с УО

Приложение 1
к основной адаптированной образовательной программе
основного общего образования МБОУ СОШ № 75,
утвержденной приказом 279-о от 16.12.2020

Рабочая программа по предмету
«Культура безопасности жизнедеятельности»
Для детей с умственной отсталостью
6 класс

Пояснительная записка
Программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» предназначена для
учащихся 5-9 классов с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и
разработана на основе следующих документов:
• Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об
образовании в Российской Федерации» ;
• приказа Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» ;
• приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1599 – П «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными
нарушениями»
• СП 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28);
• СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2)
• Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 класс (вариант1)
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важнейшая составляющая часть
формирования их общей культуры. Необходимость создания и ведения факультативного
курса
«Культура
безопасности
жизнедеятельности»
обусловлена
огромным
образовательным и воспитательным значением, так как проблема безопасного поведения
обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) (в домашних условиях, на улице с другими людьми, в сети «Интернет», при

нахождении на природе и т.д.) актуальна и имеет острую социальную значимость. Важно,
чтобы просвещение обучающихся было своевременным, доступным для их понимания, что
позволит вовремя сформировать их потребность в безопасном поведении и их
ответственность за свое поведение и здоровье.
Цель программы курса «Культура безопасности жизнедеятельности»:
Формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
содействие выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать
конфликтные ситуации, грамотно вести себя в условиях чрезвычайной ситуации, сохранять
свое здоровье.
Основные
задачи
программы
курса
«Культура
безопасности
жизнедеятельности»:
• Ознакомление учащихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) с основными (базовыми) знаниями в области
безопасности жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
• Привитие обучающимся с легкой степенью умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) начальных умений и навыков безопасного
поведения в повседневной жизни, транспортной среде, чрезвычайных ситуациях
техногенного и социального характера;
• Формирование потребности обучающегося с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) в принятии важности укрепления,
сохранения и защиты своего здоровья через ведение здорового образа жизни,
отрицательного отношения к вредным привычкам.
• Формирование потребности обучающегося с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями), в приобретении знаний в области
личной безопасности, культуры безопасного поведения
• Формирование у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний по финансовой,
информационной безопасности в сети «Интернет»;
• Выработка у обучающихся антитеррористической личностной позиции и
отрицательного отношения к асоциальному поведению людей в современном
обществе.
Общая характеристика факультативного курса
«Культура безопасности жизнедеятельности»
Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» охватывает
теорию и практику защиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера во всех сферах человеческой деятельности.
Программа предназначена для формирования у обучающихся с легкой степенью
умственной
отсталости
(интеллектуальными
нарушениями) сознательного и
ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих,
безопасности своего имущества; приобретении знаний и умений прогнозирования таких
ситуации. определения способов защиты от них. Также учащиеся получают необходимые
знания по оказанию первой помощи и основам здорового образа жизни.
Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
составлена с учетом возможностей учащихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и ориентирована на:
• -формирование у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) основных понятий об опасных и чрезвычайных
ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни

•
•

•
•

•

•

человека;
-выработка у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) сознательного и ответственного отношения к
личной безопасности, безопасности окружающих;
-приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать
на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
Структурно программа факультативного курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена следующими разделами:
«Личная безопасность» - правила безопасного поведения в быту: соблюдение
правил безопасности при общении с огнем, электричеством, бытовой химией;
правила безопасного общения с животными.
«Дорожная безопасность» - изучение правил безопасного поведения участников
дорожного движения (пешеход, пассажир, велосипедист), знание и соблюдение
правил дорожного движения (назначение знаков дорожного движения, дорожной
разметки);
«Безопасность в природных условиях» - правила безопасного поведения в лесу,
действия человека, оказавшегося в условии вынужденной автономии (обеспечение
пищей, водой, огнем, организация ночлега, защита от животных), ознакомление с
видами ЧС природного характера
«Основы медицинских знаний и оказания первой помощи» - виды первой
помощи, порядок ее оказания в той или иной ситуации.

Основные направления коррекционной работы:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• обогащение словаря;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение природоведению носит предметно-практическую направленность, тесно
связано с жизнью.
Основные технологии:
• игровые;
• здоровьесберегающие;
• дифференцированное обучение;
Основные формы:
• урок;
• экскурсия;
• факультатив;
• внеклассная работа.
Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
• наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
• практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно
- производительный труд.
При изучении тем курса используются:

•
•
•
•

учебники;
наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи и
др.);
дидактический материал;
коррекционные задания и упражнения.

Описание места курса в учебном плане
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включена в часть
учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формируемой участниками образовательных
отношений.
Программа реализуется в 5 – 9 классах, количество часов в неделю – 1 час, общее
количество часов – 34 ч
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты освоения факультативного курса:
• Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и
на транспорте.
• Формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа
жизни.
• Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной.
• Формирование мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое и
духовное многообразие современного мира;
• Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
• Освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных социальных
группах и сообществах;
• Осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественнополезной, творческой и других видах деятельности;
• Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во все
ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к
окружающей среде;
Предметные результаты освоения факультативного курса
Минимальный уровень:
•
•
•
•
•
•

Социальная безопасность
Знать основные виды криминогенных ситуации на улице;
Знать правила обеспечения личной безопасности на улице.
Пожарная безопасность
Знать основные причины возникновения пожара, опасные факторы, возникающие
при пожаре.
Дорожная безопасность

•
•
•
•
•
•
•

Знать значение сигналов светофора и регулировщика.
Безопасность в природных условиях
Знать опасность, которую представляют природные явления в нашей местности;
Знать порядок разведения костра.
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.
Иметь представление о первой помощи и правилах ее оказания;
Знать о средствах оказания первой помощи.

Достаточный уровень:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Социальная безопасность
Знать основные виды криминогенных ситуации на улице, таких как: опасные
домогательства, общение с незнакомыми взрослыми и подростками;
Знать правила обеспечения личной безопасности на улице.
Пожарная безопасность
Знать основные причины возникновения пожара, опасные факторы, возникающие
при пожаре;
Знать и соблюдать противопожарный режим дома;
Иметь представление о первичных средства пожаротушения и правилах их
использования.
Дорожная безопасность
Знать и соблюдать правила дорожного движения и их история;
Знать основные элементы дороги, значение дорожных знаков, дорожной разметки;
Знать значение сигналов светофора и регулировщика
Безопасность в природных условиях
Уметь подготовиться и организовать туристический поход;
Знать требования, предъявляемые к одежде и обуви, правила ухода за ней во время
похода;
Знать основные ориентиры на местности, уметь определять своего
местонахождение и направление движения на местности;
Знать опасность, которую представляют природные явления в нашей местности;
Знать порядок разведения костра, организации бивуака.
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.
Иметь представление о первой помощи и правилах ее оказания;
Знать о средствах оказания первой помощи;
Знать порядок оказания первой помощи при различных повреждениях: при
ушибах; ссадинах, при отравлениях.
Содержание учебного предмета

Пожарная безопасность
Треугольник огня. Причины возникновения пожара. Опасные факторы, возникающие при
пожаре. Противопожарный режим дома. Первичные средства пожаротушения.
Дорожная безопасность
Правила дорожного движения и их история. Общие положения, основные понятия и
термины, принятые в правилах дорожного движения. Дорога, элементы дороги. Дорожные
знаки. Сигналы светофора и регулировщика
Безопасность в природных условиях

Подготовка и организация похода. Требования к одежде и обуви, правила ухода за ней во
время похода. Определение своего местонахождения и направление движения на
местности. Человек и природа. Солнце, воздух и вода. Погодные явления и безопасность.
Как разжечь костер. Бивак, организация бивачных работ.
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.
Первая помощь и правила ее оказания. Средства оказания первой помощи. Первая помощь
при различных повреждениях (при ушибах, ссадинах). Профилактика осложнения ран.
Асептика и антисептика.
Тематическое планирование
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

8ч

7ч

11ч

8ч

34

№

10.0
1

17.0
1
24.0
1
31.0
1
7.02

14.0
2
21.0
2

Наименование разделов
и тем

Всег
о
часо
в

1 Пожарная безопасность
Вводное занятие.
Инструктаж по пожарной
безопасности в кабинете.
Соблюдение правил
техники безопасности в
кабинете. Соблюдение
санитарно-гигиенических
требований на занятиях.
Безопасное поведение с
электричеством.
Что делать, если пожар
только начался.
Первоочередные
действия при пожаре.
Действие при пожаре в
лесу.
2.Правила дорожного
движения
Причины ДТП.
Поведение учащихся при
ДТП.
Знаки для пешеходов и
водителей.

5

пра
кти
ческ
ие
рабо
ты

Из них
теори Экс
тичес кур
кие
сии

1

1
1
1

контро
льные
работ
ы

Виды
деятельности

Самостоятельн
ые письменные
работы по
карточкам и
тестам,
которые
способствуют
развитию
умения
переносить
полученные
знания в новые
учебные
условия;

1
4
1
1

индивидуальны
е занятия,
обеспечивающ
ие понимание
явлений и
событий.

28.0
2
6.03

6.03
13.0
3

20.0
3
20.0
3

27.0
3
3.04

10.0
4
10.0
4
17.0
4
17.0
4
17.0
4
24.0
4

Движение транспортных
средств.
Движение по
загородным
дорогам.
3. Безопасность и
защита человека в
экстремальных
природных условиях
Опасные и
экстремальные ситуации.
Как подготовиться к
путешествию по
незнакомым местам,
чтобы не попасть в
экстремальные ситуации
Факторы, мешающие
успешно справиться с
экстремальной ситуацией
в природе.
Последовательность
действий в
экстремальной ситуации
в природе.
4. Смена
климатогеографических
условий.
Особенности
акклиматизации в
различных
климатических условиях
Общие правила успешной
акклиматизации
5. Возможности
выживания человека в
условиях автономного
существования в
природе
Если ты отстал от группы
Если ты заблудился в
лесу.
Авария транспортного
средства в безлюдном
месте.
Способы подачи
сигналов бедствия
Как находить дорогу
домой.
Устройство временных
укрытий

1
1
4

1

Самостоятельн
ые письменные
работы по
карточкам и
тестам,
которые
способствуют
развитию
умения
переносить
полученные
знания в новые
учебные
условия;

1

1

индивидуальны
е занятия,
обеспечивающ
ие понимание
явлений и
событий.

2
1

12

1

1

Самостоятельн
ые письменные
работы по
карточкам и
тестам,
которые
способствуют
развитию
умения
переносить
полученные
знания в новые
учебные
условия;
индивидуальны
е занятия,
обеспечивающ
ие понимание
явлений и
событий.
Самостоятельн
ые письменные

8.05
8.05
8.05
8.05
8.05
8.05

15.0
5
15.0
5
22.0
5
22.0
5
29.0
5
29.0
5

\

Добывание костра,
разведения костра
Обеспечение бытовых
потребностей
Обеспечение водой
Организация питания
Личная гигиена в походе
Возможные опасности в
пути и меры по их
предупреждению
6.Оказание первой
помощи пострадавшему
Общие принципы
оказания первой помощи
товарищу.
Аптечка, природные
лекарственные средства
Закрытые травмы

1
1
1
1
1
1
6

Укусы бешенных
животных
Практическое занятие
:Первая помощь
утопающему
Практическое занятие:
Оказание помощи
пострадавшему при
травмах
Итого: 34

работы по
карточкам и
тестам,
которые
способствуют
развитию
умения
переносить
полученные
знания в новые
учебные
условия;

1
1
1
1

индивидуальны
е занятия,
обеспечивающ
ие понимание
явлений и
событий.

1
1

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
. Определите порядок действий при использовании огнетушителем:
Выдерните чеку (находится рядом с пломбой);
Направьте шланг на очаг горения;
Освободите насадку шланга, который предназначен для подачи вещества
Сорвите пломбу (располагается сверху, на запорно-пусковом устройстве);
4. Напишите основные причины возникновения пожара в жилом помещении
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________
5. Подпишите основные элементы дороги

1.
2.
3.
4.
5.

6. Определите и подпишите значение жестов регулировщика

7. Определите последовательность подготовки группы туристов к походу
Подготовка туристического снаряжения
Организация питания в походе
Оповещение организаций, отвечающих за безопасность туристической
группы
Выбор и разработка маршрута туристического похода
Комплектование туристической группы
8. Выберите требования, которые необходимо соблюдать при организации стоянки
туристического похода.
Верные требования определи «+»
отсутствие над лагерем осыпей, лавинообразных склонов, нависающих сухих
деревьев
отсутствие притягивающего молнию одиноко стоящего дерева
отсутствие слишком низкого берега
стоянка организуется на ровной площадке
размеры стоянка позволяют свободно поставить все палатки

1.

рядом были вода и сухие дрова
отсутствие металлических предметов в палатке
9. Напиши последовательность разведения костра

2.
3.
4.
5.
6.
Информационно – методическое обеспечение
Методические материалы
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс: учебник для ОУ/ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников. /под ред. А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2011.
2. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс / пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М.:
Просвещение, 2011.
3. А.Л. Рыбин М.В. Маслов дорожное движение. Безопасность пешеходов,
пассажиров, водителей. 5-9 классы/ пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова: М.: Просвещение, 2008
4. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А.
Воронова. -Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Интернет ресурсы
1. Безопасность в природных условиях (https://proobzh.okis.ru/video_uroki_6_klass.html)
2. Основы медицинских знаний (https://иванов
ам.рф/perv_pom/perv_pom_videoteka_12_03.html)
3. Социальная безопасность (ссылка)
4. Информационная безопасность (https://stepik.org/catalog )
5. Финансовая безопасность (https://v-kredit.net/ )
6. Видеоуроки в интернет (https://videouroki.net/blog/ )
7. Российская Электронная школа (https://resh.edu.ru/ )
8. Инфоурок-видеоуроки (https://infourok.ru/videouroki)
9. Видео-сайт «Youtube» (https://www.youtube.com/)
Технические средства обучения
Компьютер
Проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».