Математические ступеньки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании
методического
объединения

Директор МБОУ СОШ №75
______________ И.И. Седых
Приказ № 179/1- о

Протокол № 1 от
07.09.2020.

от 07.09.2020

Дополнительная общеразвивающая программа
социально - педагогической

направленности

«Математические ступеньки»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Плеханова Г.В., ПДО
.

Екатеринбург, 2020 год

Рабочая программа «Математические ступеньки»

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа
«Математические ступеньки»
для
обучающихся и взрослых общеобразовательной школы, составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании РФ»;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
• СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г. №41
Направленность: социально - педагогическая
Календарный учебный график
С 15. 09.2020 по30. 09.2020 – комплектование групп
С 01.10.2020 по 30.12.2020 – реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
С 01.01.2021 по 08.01.2021 новогодние каникулы
С 09.01.2021 по 30.05.2021 - реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
В конце каждой темы – текущая аттестация
С 01.06.2021 по 31.08.2021- летние каникулы.
Цель данной программы:
1. математическое развитие младших школьников;
2. формирование системы начальных математических знаний;
3. воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения математики в подготовительный
период к школе необходимо решение следующих практических задач:
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира
(умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других;

•

выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий
занимательного характера.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные виды деятельности — дидактическая игра и продуктивная деятельность.
По плану работы учебный год на курс «Математические ступеньки» в рамках подготовки
к школе отводится 28 часов (с октября по апрель включительно, 1 час в неделю).
Продолжительность занятия – 30 минут. Для снятия умственного и физического
напряжения в плане занятия предусматриваются 1 – 2 динамические паузы
продолжительность 1 – 3 минуты.

Ожидаемые результаты

•
•
•

•

•
•

•
•

•

•
•

•
•
•
•

Личностные результаты
У дошкольника будут сформированы:
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной
мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла
учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для
решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в
школе и дома;
** понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
* начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
* приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к
природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Дошкольник получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции будущего школьника с положительным отношением к школе, к
учебной деятельности (проявлять положительное отношение к НОД «Математика»,
отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах
деятельности, осознавать суть новой социальной роли будущего ученика, ответственно
относиться к НОД, бережно относиться к рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения
новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты. Регулятивные
Дошкольник научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах
обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной
форме;

•
•
•
•

осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Дошкольник получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
фиксировать по ходу НОД и в конце её удовлетворенность/ неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств,
предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться
к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные

•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

•
•
•
•

•

•

•
•

Дошкольник научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических
понятий и использовать их при решении текстовых задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в тетради для передачи
информации (условные обозначения);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные
и несущественные признаки;
определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения
задания;
выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение
объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина,
геометрическая фигура;
Дошкольник получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых
знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов
(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности
математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
Коммуникативные
Дошкольник научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания,
оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели
работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности,
анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
** понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную
помощь.
Дошкольник получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении
своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;

•
•
•
•
•
•
•

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не
демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументировано выражать свое мнение;
совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять
функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

•
•

•
•
•

•

•
•

Числа и величины
Дошкольник научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов) и устанавливать порядковый
номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
читать, моделировать, сравнивать и упорядочивать числа в пределах 10;
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;
считать числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в
пределах 10;
соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
составу чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших;
как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и
вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
Арифметические действия. Сложение и вычитание
Дошкольник научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах
и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по
частям;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и
взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
Дошкольник получит возможность научиться:
читать математические записи, используя знаки «+», «-», «=»
проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
Дошкольник научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять задачу по рисунку.
Дошкольник получит возможность научиться:
проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Дошкольник научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение
предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение
предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева,
справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму
многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);

•

•

•
•
•

распознавать, называть геометрические фигуры (точка, квадрат, треугольник
многоугольник, круг);
Дошкольник получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые
образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его
концами.
Работа с информацией
Дошкольник научится:
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Дошкольник получит возможность научиться:
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и
формулируя выводы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(30 ч)
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий,
широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше,
ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены
предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел
натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего
элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы
ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди
общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур
из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и
др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения,
построение простых рассуждений и др.
Доцифровой период – 5 часов
Цифровой период – 25 часа

№
п/п
1

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.

9.
10.
11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

дата

Тематическое планирование
«Математические ступеньки»

Кол-во
Место
часов проведения
Тема занятия
Доцифровой период
5ч
МБОУ СОШ №
07.10 Признаки предметов. Сравнение предметов:
1
75
большой – маленький, высокий – низкий,
короткий - длинный, широкий-узкий, толстыйтонкий
МБОУ СОШ №
14.10 Ориентация на плоскости. Слева, справа. Вверху,
1
75
внизу. Под-над. Внутри-снаружи. Между. Игра
«Где спрятался»
МБОУ СОШ №
21.10
1
75
Длиннее, короче. Позже, раньше. Легче, тяжелее.
МБОУ СОШ №
28.10 Сравнение групп предметов по количеству:
1
75
больше, меньше, столько же
МБОУ СОШ №
03.11 Знакомство с геометрическими фигурами (круг,
1
75
четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Игра
«Сложи узор»
Цифровой период
23ч
МБОУ СОШ №
10.11 Число 1, цифра 1. Понятие «число» и «цифра».
1
75
Понятие «один» - «несколько» - «много»
МБОУ СОШ №
17.11. Число 2, цифра 2. Состав числа 2. Понятие
1
75
«пара». Игра «Найди пару»
МБОУ СОШ №
24.11 Число 3, цифра 3. Состав числа 3. Понятие
1
75
«предыдущее число», «последующее число».
Геометрическая фигура треугольник.
МБОУ СОШ №
1.12 Знаки сложения и вычитания. Решение
1
75
примеров.
МБОУ СОШ №
8.12 Число 4, цифра 4. Состав числа 4.
1
75
Геометрическая фигура четырехугольник. Игра
«Какая цифра пропала?»
МБОУ СОШ №
15.12 Компоненты действия сложения. Правило о
1
75
перестановке слагаемых. Игра «Хлопай и
считай»
МБОУ СОШ №
22.12 Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Закрепление
1
75
пройденного. Игра «Назови соседей»
МБОУ СОШ №
29.12
1
75
Числа от 1 до 5. Закрепление пройденного.
МБОУ СОШ №
12.01 Число 6, цифра 6. Состав числа 6. Игра «Найди
1
75
пару»
МБОУ СОШ №
19.01. Линейка, сантиметр, черчение отрезков. Решение
1
75
примеров. Игра «Чудесный мешочек»
МБОУ СОШ №
26.01 Число 7, цифра 7. Состав числа 7. Игра
1
75
«Сосчитай скорей»
МБОУ СОШ №
02.02 Решение примеров, черчение отрезков.
1
75
Закрепление пройденного.
МБОУ СОШ №
09.02 Число 8, цифра 8. Состав числа 8. Игра
1
75
«Запомни, кто, где стоит»

19.

1

МБОУ СОШ №
75

1

МБОУ СОШ №
75

1

МБОУ СОШ №
75

1

МБОУ СОШ №
75

1

МБОУ СОШ №
75

1

МБОУ СОШ №
75

20.04 Проект «Весёлые цифры»

1

МБОУ СОШ №
75

27.04 Проект «Весёлые цифры»

1

МБОУ СОШ №
75

27

04.05. Итоговая проверка знаний

1

28

11.05 Подготовка к празднику

1

МБОУ СОШ №
75
МБОУ СОШ №
75
МБОУ СОШ №
75
МБОУ СОШ №
75

20.
21.
22.
23.
24.

16.02 Сравнение выражений, закрепление пройденного
материала.
02.03 Число 9, цифра 9. Состав числа 9. Игра «Кто
больше запомнит»
17.03 Закрепление состава чисел 6-9. Игра «Считай
дальше»
24.03
Число 0, цифра 0. Закрепление пройденного.
06.04 Число 10. Особенности записи числа 10. Состав
числа 10. Обратный счет. Игра «Считай – не
ошибись».
13.04 Понятия «однозначные числа», «двузначные
числа». Закрепление пройденного материала.

25
26

29
30

18.05. Праздник «Путешествие в царство Математики»
25.05. Открытый урок
ИТОГО: 30 уроков

Материально- техническое обеспечение:
1. Класс
2. Компьютер, проектор
3. Принтер
4. Наглядные пособия в классе

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».