МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического объединения Директор МБОУ СОШ №75 ______________ И.И. Седых Приказ № 179/1- о Протокол № 1 от 07.09.2020. от 07.09.2020 Дополнительная общеобразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотей-ка»» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Плеханова Г.В., ПДО . Екатеринбург, 2020 год Рабочая программа по подготовке к школе «Грамотей-ка» Пояснительная записка Дополнительная общеобразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотей-ка» для обучающихся и взрослых общеобразовательной школы, составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании РФ»; • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р; • СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г. №41 Направленность: Социально-педагогическая направленность Календарный учебный график С 15. 09.2020 по30. 09.2020 – комплектование групп С 01.10.2020 по 30.12.2020 – реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы С 01.01.2021 по 08.01.2021 новогодние каникулы С 09.01.2021 по 30.05.2021 - реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы В конце каждой темы – текущая аттестация С 01.06.2021 по 31.08.2021- летние каникулы. Пояснительная записка Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена данная программа, которая поможет подготовить детей к школе. Разнообразные практические задания развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют его кругозор. Таким образом, программа имеет социально педагогическую направленность. Актуальность программы «Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Педагогическая целесообразность – средствами психологических игр и упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся. Цель программы – развитие познавательной сферы старшего дошкольника средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений. Программа решает следующие задачи: 1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление; 2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия; 3. Развивать воображения детей, произвольность внимания; 4. Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев, 5. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи, 6. Совершенствование речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков; совершенствование умения составлять рассказ по картинке; 7. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими). 8. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей. Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму. Возраст обучающихся 5-6 лет. Основная форма занятий - групповое занятие. Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, всего 30занятий. Основные принципы организации занятий: Ожидаемые результаты. Основные ожидаемые результаты обучения по данной программе В ходе освоения содержания программы «Грамотейка» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Предметные результаты. Ребенок научится: • • • • • • • • • • • • • • • распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге. Ребенок получит возможность научиться: • • • • • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два. Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. Содержание изучаемого курса Добукварный период (6 ч) О речи (устной и письменной). Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звукослоговыми схемами-моделями. Букварный период (66 ч) Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Знакомство с правилами гигиены чтения и письма. Чтение слогов -«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по со- держанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Тематическое планирование № Дата п.п 1. 07.10 2. 14.10 3. 21.10 4. 28.10 5. 03.11 6. Тема занятия Путешествие в страну Знаний. Обведение контуров. Устная и письменная речь. Мир звуков и знаков. Правила работы с карандашом, с ручкой. Правила работы в тетради. Предмет и слово. Гласные и согласные звуки. Гласные буквы А, а; звук (а). Знакомство с видами штриховки. Деление слов на слоги. Ударение. Гласные буквы О, о; звук (о). Орнамент из дуг и окружностей. Предложение. Гласные буквы И, и; звук (и). Гласная буква ы; звук (ы). Графический диктант букв И и Ы. Гласные буквы У, у; звук (у). Буквы Э, э; звук (э). Работа с трафаретом овощи. Буквы Н, н; звуки (н), (н). Буквы П, п; звуки (п), (п). Работа со спирографом. Буквы С, с; звуки (с), (с). Штриховка. Кол-во часов 1 МБОУ СОШ № 75 1 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 1 1 1 10.11 8. 1 12. 17.11. Буквы К, к; звуки (к), (к). Знакомство с тетрадью в косую линию. Рабочая строка, широкая строка. Вертикальная линия. 24.11 Буквы Т, т; звуки (т), (т). Работа с трафаретами «транспорт». 1.12 Буквы Л, л; звуки (л), (л). Буквы М, м; звуки (м), (м). Работа с трафаретом «инструменты». 8.12 Буквы Р, р; звуки (р), (р). Графический диктант «рыбка». 15.12 Буквы В, в; звуки (в), (в). Сочетание элементов букв. 13. 22.12 1 14. 29.12 15. 12.01 16. 19.01. Буквы Д, д; звуки (д), (д). Построение и штриховка «дом». 26.01 Гласные буквы Я, я; звуки (й а), (а). Письмо имён. 10. 11. 17. Гласные буквы Е, е; звуки (й э), (э). Моя любимая игрушка. Буквы З, з; звуки (з), (з). Конкурс «Самые весёлые зонтики» Буквы Б, б; звуки (б), (б). Фольклор. Загадки. МБОУ СОШ № 75 1 7. 9. Место проведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 18. 02.02 Буквы Г, г; звуки (г), (г). Сочетание элементов букв. 1 19. 09.02 Буквы Ч, ч; звук (ч). Буквы Щ, щ; звук (щ). 1 20. 16.02 1 21. 02.03 22. 23. 17.03 24.03 Буквы Ш, ш; звук (ш). Буквы Ж, ж; звук (ж). Графический диктант «жук». Гласные буквы Ё, ё; звуки (й о), (о). Графический диктант ёлочка. Буквы Й, й; звук (й). Буквы Х, х; звуки (х), (х). 24. 06.04 1 25. 13.04 Гласные буквы Ю, ю; звуки (й у), (у). Письмо слогов под диктовку. Буквы Ц, ц; звук (ц). Страна, в которой я живу. 26. 20.04 1 27. 27.04 Буквы Э, э; звук (э). Линия с закруглением с одной стороны. Буквы Ф, ф; звуки (ф), (ф). 28. 04.05. 1 29 11.05 Разделительный Ъ и Ь знаки. Как хорошо уметь читать. Подготовка к открытому уроку 30 18.05. Открытый урок 1 1 1 1 1 1 1 ИТОГО: 30 уроков МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 МБОУ СОШ № 75 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)