ВОКАЛ 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75

РАССМОТРЕНО
на заседании
методического
объединения
Протокол № 1 от
07.09.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №75
______________И.И. Седых
Приказ № 179/1 - о
от 07.09.2020

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Вокал»
возраст обучающихся – 7-14 лет
срок реализации - 1 год
уровень: стартовый
Автор-составитель:
Томилов Евгений Борисович,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2020

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Вокал» для обучающихся
общеобразовательной школы, составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании РФ»;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
• СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г. №41
Направленность - художественно-эстетическая
Календарный учебный график
С 01.09.2020 по 14. 09.2020 – комплектование групп обучающимися, входной
мониторинг
С 15.09.2020 по 30.12.2020– реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
С 01.01.2021 по 10.01.2021 новогодние каникулы
С 11.01.2021 по 30.05.2021 - реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
С 01.06.2021 по 31.08.2021- летние каникулы.
Адресность: программа рассчитана на обучающихся от 7 до 14 лет.
Цель дополнительной общеобразовательной программы:
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся через овладение
искусством эстрадного вокала.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы
Личностные:
• Способствовать формированию общей культуры обучающихся;
• Развитие настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремлённости,
самоконтроля;
• Развитие чувства ответственности перед коллективом;
• Способствовать формированию и развитию осознанного отношения к здоровому
образу жизни.
Метапредметные:
• Развитие коммуникативных способностей;
• Развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
• Развитие пластической выразительности, чувства ритма и координации
движений;
• Способствовать формированию и развитию навыков публичных выступлений.
Предметные:
• Развитие интереса к певческой деятельности и к музыке в целом, к сценической
деятельности.
• Научить основам эстрадного вокала, сценического движения.
• Сформировать навыки певческой установки обучающихся;
• Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
• Развитие голоса: его силы, диапазона; слуха, сценической выдержки.
Ожидаемые результаты
Познавательные:
обучающиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при
моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты
своей деятельности с результатами других обучающихся; понимать причины
успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций
одного произведения;
• обучающиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая
своё выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности,
интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о
данной предметной области.
Регулятивные:
обучающиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по
разучиванию и исполнению хоровых произведений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться
на практике этими критериями;
обучающиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов
достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
обучающиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном
обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при
построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства
информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных
задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления
результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
обучающиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт
публичного исполнения музыкальных произведений.
К концу 1-го года обучения обучающийся будет:
Знать:
• размеры 2/4,
• два основных музыкальных лада-мажор и минор,
• правила поведения на сцене.
Уметь:

вдыхать необходимое для исполнения муз. фразы, небольшое количество воздуха
животом (без сильного шума),
• улыбаться во время пения,
• отличать на слух мажор от минора,
• чётко произносить согласные в конце фраз,
• одновременно с партнёром (ами) начинать и заканчивать музыкальную фразу.
Иметь навыки:
• петь в микрофон на стойке, не отворачиваясь,
• слушать и попадать в тональность и темп фонограммы,
• свободно двигаться у микрофонной стойки (например, хлопать в ладоши вместе со
зрителем в проигрышах песни),
• отработать выход и уход со сцены, поклон после выступления.
•

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение
педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников хорового коллектива
в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов
выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Формы и режим занятий
Дети приходят в студию с разным уровнем подготовки, темп освоения детьми
дополнительной
общеобразовательной
программы
различный.
Воспитанники,
поступающие в студию, проходят прослушивание, направленное на выявление их
индивидуальности и склонности к вокальной деятельности. Группы формируются по
разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности того или иного
обучающегося к восприятию сложности изучаемого материала.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, всего 34 недели
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают принципы дыхания, дирижерские жесты,
разучивают песни современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
На занятиях по коллективному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;

– задание на дом.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
• Итоговое занятие.
• Урок-концерт.
• Успехи, результат.
• Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях
обучающихся, в призовых местах.
Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с концертной
деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь
исполнительскую практику. То есть, возможность выступить перед зрительской
аудиторией. С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный
творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимую для певца
эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям. В отчетных концертах
принимают посильное участие все обучающиеся вокальной студии. В организации
учебного процесса реализованы как разноуровневый, так и разновозрастной подход.
Особенности работы в студии обусловлены и возрастными возможностями обучающихся в
воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу
выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить
интерес и желание заниматься эстрадным сольным и ансамблевым пением.
№
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Учебный план
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теори Практ
я
ика
Вводное занятие.
1
0,5
0,5
Инструктаж по ТБ
Постановка голоса
5
1
4
Певческая установка
Теория образования звука и
1
0,5
0,5
работа вокального аппарата.
Постановка голоса
Профилактика заболеваний.
Детские эстрадные песни.
3
3
Знакомство с современными
солистами и детскими
группами
Работа над приемами
3
0,5
2,5
пения. Звукообразование.
Работа над дыханием,
3
0,5
2,5
чистота интонирования
Музыкально –
5
5
исполнительская работа
Артикуляция, дикция
2
0,5
1,5
Кантилена и гласные звуки
4
4
Сцендвижение.
2
2
Концертная деятельность.
4
4
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого

34

Формы
контроля
Комбинированн
ый
Индивидуальный
Индивидуальный

Индивидуальный

Индивидуальный
Комбинированн
ый
Комбинированн
ый
Индивидуальный
Групповой
Групповой
Комбинированн
ый

Содержание учебного плана

Тема. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с обучающимися. Ознакомление
обучающихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника
безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на занятиях и в
образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий,
сменная обувь и т.д.) Объяснение детям целей занятий. Прослушивание музыкальных
способностей. Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти,
координации движений. Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с
основными правилами поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по ТБ.
Тема. Детские эстрадные песни. Знакомство с современными солистами и
детскими группами. Беседа о современной детской эстраде. Видеопросмотр, творческие
встречи с солистами и группами. Развитие способности восприятия общего характера
музыкального произведения. Практика: Слушание и исполнение детских эстрадных песен.
Тема Постановка голоса. Охрана голоса, гигиена. Образование звука. Профилактика
заболеваний. Профилактика заболеваний, влияющих на работу голосового аппарата.
Способы предупреждения заболеваний. Выполнение комплекса музыкальных упражнений,
способствующих яркому восприятию отдельных средств музыкальной выразительности.
Основные правила охраны голоса. Практические советы по гигиене голосового аппарата.
Образование звука. Теория образования звука. Строение и работа вокального аппарата(в
доступной для данного возраста форме).Укрепление голоса (упражнения). Практические
советы по гигиене голосового аппарата. Практика: Выполнение комплекса упражнений
для укрепления голоса. Практические советы по охране голоса и гигиене голосового
аппарата.
Тема Работа над элементарными приёмами пения. Строение голосового аппарата.
Теория образования звука. Практика: Освоение практических навыков вдоха и выдоха.
Особенности выполнения вдоха и выдоха. Выполнение упражнений на основе дыхательной
гимнастики. Длинный вдох - длинный выдох (Д-Д), короткий вдох – короткий выдох (К-К),
короткий вдох - длинный выдох (К-Д). Выполнение комплексов дыхательной гимнастики.
Вдохи в грудь. Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и
образование звука.
Тема Звукообразование. Работа вокального аппарата.Теория образования звука.
Практика: Выполнение озвученных и не озвученных вдохов в грудь. Выполнение
упражнений на звуки А, Э, О, Ы выполнение с эмоциональным состоянием (удивление,
восторг, радость, испуг). Выполнение комплексов дыхательной гимнастики. Мягкое нёбо.
Выполнение упражнений «Зевок»,«Диалог поросят» (обязательно эмоциональное
состояние).
Тема Работа над дыханием. Чистота интонирования. Виды дыхания. Особенности
певческого дыхания. Цепное дыхание. Выполнение озвученных и «неозвученных вдохов».
Выполнение комплексов дыхательной гимнастики (Стрельниковой, Н. Зи.,А.Т. Сая).
Практика: Выполнение озвученных и «неозвученных вдохов». Выполнение упражнений на
звуки А, Э, О, Ы. Цикл упражнений для закрепления навыков пения для дыхания.
Упражнять обучающихся вырабатывать устойчивое, слуховое внимание, учить чисто
интонировать б2, упражнять в умении чисто пропевать м3.Гимнастика для губ и языка.
Разогревать артикуляционный аппарат, выполнять гимнастику для языка и губ.
Тема Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Понятие «артикуляция».
Значение артикуляции в пении. Комплекс упражнений гимнастики для губ и языка.
Практика: Выполнение гимнастики для губ и языка. Самостоятельный разогрев
артикуляционного аппарата.
Тема. Кантилена и гласные в пении. Понятие «кантилена», «Легато». Особенности
произнесения гласных звуков в пении. Практика: Упражнение (спеть подряд цепочку
гласных И-Э-А-О-У; на одном дыхании и т.д.

Тема Дикция. Понятие «Дикция» Взаимодействие гласных и согласных звуков в пении.
Поиск и составление новых скороговорок. Обучению чёткому и быстрому проговариванию
текста. Музыкальные термины. Практика: Поиск и составление новых скороговорок.
Тема Музыкально-исполнительская работа Разучивание интересных и качественных
в музыкальном и литературном прочтении произведений. При подборе произведений
учитывать возможности и интересы детей. Практика: Разучивание произведений по
алгоритму: разбор музыкального текста (мелодии, ритма, динамики, агогики); проучивание
отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения; работа над
текстом без мелодии (проговаривание его в ритме на дыхании); соединение отдельных фраз
с использованием вокальных упражнений; работа над чистотой интонации, строем,
ансамблем и звукообразованием.Работа над интонацией. Чистота интонирования. Подбор
и разучивание эстрадных песен для детей. Работа над вокализацией, нюансировкой
произведения, воплощением образа. Вокально-ансамблевая работа. Развитие артикуляции.
Работа над произведениями. Подстановка номера. Показ песни. Слушание, анализ песни.
Практика: Работа над интонацией. Навыки двухголосного пения. Слуховой контроль,
воспитание сознательного отношения к песни и развитию вокального слуха. Пение
отдельных звуков, устойчивых ступеней, звукоряда, отдельных попевок, упражнений
песен. Слуховое осознание. Чистота интонирования. Анализ произведения: разучивание
текста, мелодии. Работа над отдельными фразами на слоги, без текста. Звуковедение.
Самостоятельное определение характер песни, вырабатывать соответственно звуковедение.
Пение в унисон. Упражнять в чистом интонировании интервалов, отдельных фраз мотива
Тема Концертная деятельность. Научить умению анализировать собственное
выступление. Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.
Тема Сцендвижение. Теория: пластика и слово. Образ. Как бороться с волнением.
Практика: Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности.
Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на
раскрепощение.
Тема Итоговое занятие. Теория: Анализ выступления. Практика: Караоке-баттл –
исполнение любимых песен.

Тематическое планирование
№

Наименование тем

1.

Введение в изучаемый предмет

Беседа-лекция

2.

Вокальная техника

Беседа-лекция,
1
практическая работа

3.

Вокальная техника

практическая работа 1

4.

Слушание музыки и просмотр Беседа-лекция
1
видеоматериалов
Постановка певческого дыхания Беседа-лекция,
1
практическая работа

5.

Форма занятия

Количество часов
1

6.

Постановка певческого дыхания Беседа-лекция,
1
практическая работа

7.

Постановка
работы Беседа-лекция,
1
артикуляционного аппарата
практическая работа

8.

Постановка
работы Беседа-лекция,
1
артикуляционного аппарата
практическая работа

9.

Упражнения на расслабление Беседа-лекция,
1
мышц вокруг связок
практическая работа

10.

Овладение
техническими Беседа-лекция,
1
вокальными приёмами
практическая работа

11.

Овладение
техническими Беседа-лекция,
1
вокальными приёмами
практическая работа

12.

Слушание музыки и просмотр Беседа-лекция,
1
видеоматериалов
практическая работа

13.

Постановка певческого дыхания Беседа-лекция,
1
практическая работа

14.

Сценическое движение

15.

Работа
с
средствами

16.

Соединение вокала с движением Беседа-лекция,
1
и актёрским мастерством
практическая работа

17.

Исполнение произведений

Беседа-лекция,
1
практическая работа

18.

Исполнение произведений

Беседа-лекция,
1
практическая работа

Беседа-лекция,
1
практическая работа

техническими Беседа-лекция,
1
практическая работа

19.

Вокальная техника

Беседа-лекция,
1
практическая работа

20.

Самостоятельное
(соло) Беседа-лекция,
1
исполнение произведений
практическая работа

21.

Соединение вокала с движением Беседа-лекция,
1
и актёрским мастерством
практическая работа

22.

Слушание музыки и просмотр Беседа-лекция,
1
видеоматериалов
практическая работа

23.

Ансамблевое пение(дуэты, трио Беседа-лекция,
1
и бэк-вокал)
практическая работа

24.

Ансамблевое пение(дуэты, трио Беседа-лекция,
1
и бэк-вокал)
практическая работа

25.

Исполнение произведений

26.

Ознакомление с песнями на Беседа-лекция,
1
русском языке
практическая работа

27.

Ознакомление с песнями на Беседа-лекция,
1
русском языке
практическая работа

28.

Ознакомление с музыкальными Беседа-лекция,
1
композициями на разных языках практическая работа

29.

Вокальная техника

30.

Работа
с
средствами

31.

Подготовка к участию
концертной деятельности

в Беседа-лекция,
1
практическая работа

32.

Подготовка к участию
концертной деятельности

в Беседа-лекция,
1
практическая работа

33.

Подготовка к участию
концертной деятельности

в Беседа-лекция,
1
практическая работа

34.

Отчётный концерт

Беседа-лекция,
1
практическая работа

Беседа-лекция,
1
практическая работа

техническими Беседа-лекция,
1
практическая работа

практическая работа 1

(итоговая аттестация)
Итого часов

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».