Рабочая программа Право 10-11 класс

Министерство Просвещения РФ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 75

Рабочая программа по предмету
Право
10-11 классы

Екатеринбург 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Право» (базовый уровень) составлена на
основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)
общего образования (базовый уровень). Разработана на основе авторской
программы А.Ф. Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый
уровень – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в 10-11 классах, из расчета 1
час в неделю.
Нормативно - правовая основа рабочей программы по праву:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023)
2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
3) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от
09.03.2004;
4) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,
на 2016/2017 учебный год»
Программа
Право. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2012.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Учебник: Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Акчурин Т.Ф Право. 10-11 класс Базовый и
углублённый уровни – М.; Дрофа, 2021. Допущено Министерством просвещения
РФ.

Учебно-методическая литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
Административный кодекс РФ. – М., 2002.
Конституция Р.Ф. – М., 2008.
Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2012.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2014.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2013.
Юридическая энциклопедия.— М., 2014.

Общая характеристика учебного предмета
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного
образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин,
обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое
образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой
активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение
основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,
необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных
ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи,
собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу
для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем
акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных
правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом
образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей
личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным
содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 1011 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий
процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в
управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и
неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы
предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального
обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления
простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования
необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на
базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие
обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в
конкретной школе.

Цели
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом
общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым институтам, правопорядку;
• освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации
гражданской позиции;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов
личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических
задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном
процессе;
• формирование способности и готовности к самостоятельному принятию
правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений,
урегулированных правом.
Рабочая программа разработана на основе:
• федеральных государственных образовательных стандартов по праву
(базовый уровень);
• примерной программы среднего (полного) общего образования по праву
(базовый уровень);
• программы «Право» базовый уровень А.Ф.Никитина, 2007
Срок реализации программы 2 года (10 - 11 классы)
В соответствии с учебным планом гимназии на изучение курса «Право» в 10 - 11
классе отведено 68 часов (из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях
ежегодно):
✓ 10 класс - 34 часов;
✓ 11 класс - 34 часов.
Учебное пособие: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс Базовый и углублённый уровни
– М.; Дрофа, 2021
Формы
организации
учебного
процесса:
классно-урочная,
семинары.
Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.
Технологии
обучения:
объяснительно-иллюстративная,
технология
совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии,
проблемное и развивающее обучение.
Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени приведены в

разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью
соответствует стандарту.
Общеучебные знания, умения, навыки и способы деятельности
Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в
области познавательной деятельности являются:
• умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
• участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки,
владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками
прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается
поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить
доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных
конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности
образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание
своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других
людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками
организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и
определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и
идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение
отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие
взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на
формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории,
характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России,
объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать
виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры,
нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений,
урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного
анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за
квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения
конкретных условий их реализации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования

направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и
практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,
значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания
правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать,
выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить
самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки
учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти
требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией
целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как
прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
•
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
•
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
•
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов
личности ;
•
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях
общественной жизни;
•
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга,
абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина
в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и
процедуры избирательного процесса в России;
уметь
• правильно употреблять основные правовые понятия и категории
(юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
• характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного
контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской
деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва
на военную службу;
• объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия
приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской

службы;
• различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы
предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений,
урегулированных правом;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
• анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации
прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях
и явлениях с точки зрения права;
• решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций).
Критерии оценивания
Критерии
1.
Организац
ия ответа
(введение,
основная
часть,
заключени
е)

5 (ОТЛ.)
Удачное
использование
правильной
структуры ответа
(введение основная часть заключение);
определение
темы; ораторское
искусство
(умение
говорить)

2. Умение
анализиро
вать и
делать
выводы

Выводы
опираются не
основные факты
и являются
обоснованными;
грамотное
сопоставление
фактов,
понимание
ключевой

4 (ХОР.)
Использование
структуры ответа,
но не всегда
удачное;
определение
темы; в ходе
изложения
встречаются
паузы, неудачно
построенные
предложения,
повторы слов

3 (УД.)
Отсутствие
некоторых элементов
ответа; неудачное
определение темы
или её определение
после наводящих
вопросов; сбивчивый
рассказ,
незаконченные
предложения и
фразы, постоянная
необходимость в
помощи учителя
Некоторые
Упускаются важные
важные факты
факты и многие
упускаются, но
выводы
выводы
неправильны; факты
правильны; не
сопоставляются
всегда факты
редко, многие из них
сопоставляются и не относятся к
часть не
проблеме; ошибки в
относится к
выделении ключевой
проблеме;
проблемы; вопросы

2 (НЕУД.)
Неумение
сформулировать
вводную часть и
выводы; не может
определить даже с
помощью учителя,
рассказ распадается
на отдельные
фрагменты или
фразы

Большинство
важных фактов
отсутствует,
выводы не
делаются; факты не
соответствуют
рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение выделить

проблемы и её
элементов;
способность
задавать
разъясняющие
вопросы;
понимание
противоречий
между идеями
3.
Иллюстра
ция своих
мыслей

Теоретические
положения
подкрепляются
соответствующим
и фактами

4. Научная Отсутствуют
корректно фактические
сть
ошибки; детали
(точность подразделяются
в
на значительные
использова и
нии
незначительные,
фактическ идентифицируют
ого
ся как
материала) правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты
отделяются от
мнений
5. Работа с Выделяются все
ключевым понятия и
и
определяются
понятиями наиболее важные;
чётко и полно
определяются,
правильное и
понятное
описание
6.
Умение
Причинно переходить от

ключевая
проблема
выделяется, но не
всегда
понимается
глубоко; не все
вопросы удачны;
не все
противоречия
выделяются
Теоретические
положения не
всегда
подкрепляются
соответствующим
и фактами
Встречаются
ошибки в деталях
или некоторых
фактах; детали не
всегда
анализируются;
факты
отделяются от
мнений

неудачны или
задаются только с
помощью учителя;
противоречия не
выделяются

ключевую проблему
(даже ошибочно);
неумение задать
вопрос даже с
помощью учителя;
нет понимания
противоречий

Теоретические
положения и их
фактическое
подкрепление не
соответствуют друг
другу
Ошибки в ряде
ключевых фактов и
почти во всех
деталях; детали
приводятся, но не
анализируются;
факты не всегда
отделяются от
мнений, но учащийся
понимает разницу
между ними

Смешивается
теоретический и
фактический
материал, между
ними нет
соответствия
Незнание фактов и
деталей, неумение
анализировать
детали, даже если
они подсказываются
учителем; факты и
мнения
смешиваются и нет
понимания их
разницы

Выделяются
важные понятия,
но некоторые
другие
упускаются;
определяются
чётко, но не
всегда полно;
правильное и
доступное
описание
Частичные
нарушения

Нет разделения на
важные и
второстепенные
понятия;
определяются, но не
всегда чётко и
правильно;
описываются часто
неправильно или
непонятно

Неумение выделить
понятия, нет
определений
понятий; не могут
описать или не
понимают
собственного
описания

Причинноследственные связи

Не может провести
причинно-

частного к
следствен общему или от
ные связи общего к
частному; чёткая
последовательнос
ть

причинноследственных
связей;
небольшие
логические
неточности

проводятся редко;
много нарушений в
последовательности

следственные связи
даже при
наводящих
вопросах,
постоянные
нарушения
последовательности

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРАВО» 10-11 классы
Тема 1. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой»
подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства.
Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права.
Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы
реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Тема 2. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и
источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской
Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона
России.
Основы
конституционного
строя.
Содержание вступительной части
Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления.
Социальное государство.
Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность.
Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти.
Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции
РФ.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное
избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное
законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная.
'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и
неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ.
Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант
Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ.
Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от
должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской
политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания —
Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования.
Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и
Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования.
Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства
РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов
РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как
единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор
РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная
собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его
полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 3. Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей
декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав
человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного
Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет
рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности.
Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных
собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной
непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом.
Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической,
социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы.
Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной
жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 4. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его
содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора.
Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина
недееспособным
или
ограниченно
дееспособным.
Гражданские
права
несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 5. Налоговое и финансовое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового
законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог
на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и
уголовная ответственность.
Тема 6. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи.
Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и
обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты.
Усыновление. Опека, попечительство.
Тема 7. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые
правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового
договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного
договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты
труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья
женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым
спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового
распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки
возмещения ущерба.
Тема 8. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое
регулирование.
Административная
ответственность.
Кодекс
РФ
об
административных
правонарушениях.
Административные
правонарушения.
Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об
административных правонарушениях.
Тема 9. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного
права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений.
Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений.
Основные группы преступлений.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания.
Наказания
основные
и
дополнительные.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Тема 10. Основы судопроизводства
Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного судопроизводства
Тема 11. Международное право
Международное (публичное право). Международное(частное) право.

Учебно-тематический план 10 класс
Раздел, тема
Тема 1. Вопросы теории государства и права
Тема 2. Конституционное право
Тема 3. Права человека
Итоговое повторение
ИТОГО

Кол-во
часов
14
12
7
1
34

Учебно-тематический план 11 класс
Раздел, тема
Тема 4. Гражданское право
Тема 5. Налоговое и финансовое право
Тема 6. Семейное право
Тема 7. Трудовое право
Тема 8. Административное право
Тема 9. Уголовное право
Тема 10. Основы судопроизводства
Тема 11. Международное право
Итоговое повторение
ИТОГО:

Кол-во
часов
7
5
4
5
2
7
2
1
1
34

Календарно-тематический план 10 класс
№
п/п

Наименование
разделов
Раздел 1. Вопросы
теории
государства и
права

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

Наименование тем

Кол-во
часов
14

Происхождение государства и права
Государство, его признаки и сущность.
Форма государства. Функции государства и
государственный механизм
Гражданское общество и правовое
государство
Верховенство правового закона. Законность
и правопорядок. Разделение властей
Понятие права. Признаки и функции права.
Система права
Право в системе социального регулирования
Источники права. Действие НПА во
времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правотворчество. Юридическая техника.
Реализация права и ее формы. Толкование
права.
Правоотношения: понятие, структура.
Юридические факты
Правомерное поведение. Правонарушение:
понятие и виды
Юридическая ответственность. Понятие,
виды, основания.
Правовая культура и правосознание.
Правовая деятельность. Совершенствование
правовой культуры.
Правовые системы современности. Правовая
система России

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Раздел 2.
Конституционно
е право
15
16
17
18
19

12
Понятие конституции, ее виды.
Конституционализм.
Общая характеристика Конституции РФ
Основы конституционного строя.
Избирательное право
Избирательные системы и избирательный
процесс

1
1
1
1
1

Федеративное устройство
Президент Российской Федерации
Федеральное собрание. Совет Федерации и
Государственная Дума
Законодательный процесс в Российской
Федерации
Правительство Российской Федерации
Судебная власть в Российской Федерации.
Прокуратура.
Местное самоуправление

20
21
22
23
24
25
26

1
1
1
1
1

Раздел 3. Права
человека
27

28
29

30
31
32
33
34

7
Правовой статус человека и гражданина в
Российской Федерации. Гражданство в
Российской Федерации
Права, свободы и обязанности человека и
гражданина
Гражданские права. Политические права.
Экономические, социальные и культурные
права. Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Права ребенка.
Нарушения прав человека
Защита прав человека в мирное время
Международная защита прав человека в
условиях военного времени
Итоговое повторение
ИТОГО

1

1
1

1
1
1
1
1
34

Календарно-тематический план 11 класс
№

Наименование разделов

Наименование тем

п/п

Колво
часов

Раздел 4. Гражданское право

7
Понятие и источники гражданского права
Гражданская правоспособность и
дееспособность. Гражданские права
несовершеннолетних
Предпринимательство. Юридические лица, их
формы
Право собственности
Наследование. Страхование.
Обязательственное право. Сделки. Договоры
Защита материальных и нематериальных прав.
Причинение и возмещение вреда.

1
2

3
4
5
6
7

1
1

1
1
1
1
1

Раздел 5. Финансовое и
налоговое право
8
9
10
11

5
Финансовое и налоговое право. Налоговые
органы. Аудит.
Виды налогов. Ответственность за уклонение от
уплаты налогов.
Налогообложение физических и юридических
лиц.
Правовое регулирование банковской
деятельности. Права и обязанности вкладчиков

1

Понятие и источники семейного права
Брак. Условия заключения и расторжения
Права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Усыновление, опека, попечительство.

1
1
1
1

1
2
1

Раздел 6. Семейное право.
12
13
14
15

4

Раздел 7. Трудовое право

5

16

Понятие и источники трудового права.

1

17
18
19
20

Коллективный договор. Трудовой договор.
Рабочее время и время отдыха
Оплата труда. Охрана труда
Трудовые споры. Ответственность по
трудовому праву.

1
1
1
1

Раздел 8.
Административное право
21
22

2
Понятие и источники административного права.
Административные правонарушения.
Административные наказания.

1

Понятие и источники уголовного права
Понятие, признаки и состав преступления
Виды преступлений
Уголовная ответственность и наказание

1
1
1
1

1

Раздел 9. Уголовное право
23
24
25
26

7

Обстоятельства, исключающие преступность
деяния. Обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказание.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних

27

28

2

1

Раздел 10. Основы
судопроизводства

2
Гражданское процессуальное право
Особенности уголовного судопроизводства

29
30
Раздел 11. Международное
право
31

1
1
1

Международное публичное и международное
частное право
Итоговое повторение
ИТОГО

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».