Положение о работе с одаренными обучающимися в МБОУ СОШ 75 .pdf

РАССМОТРЕНО
на заседании Педагогического совета
МБОУ СОШ №75
Протокол №1 от 31.08. 2020

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №75
_____________И.И. Седых
Приказ №155-о от «31» августа 2020

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В МБОУ СОШ №75

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми в МБОУ СОШ№75 (далее — Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года (ст.77), постановлением
Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших
выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 18
сентября 2021 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Работа с одаренными обучающимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей.
1.3. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо
способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво
проявляются на протяжении его пребывания в МБОУ СОШ№75.
1.4.Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
Одаренные дети имеют:
 более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость
к учению, творческие возможности;
 доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе:
 дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаше
всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
 дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки
(подростковый возраст);
 обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие
высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными
умственными резервами (старший школьный возраст).
2. Основные цели и задачи
2.1. Цель: создание условий для поддержки и развития индивидуальных способностей обучающихся.
2.2. Задачи:
 Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик.

 Использование на уроках дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
 Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной
деятельности.

 Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
 Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира,
основанных на общечеловеческих ценностях.
 Составление индивидуальных маршрутов, одаренных обучающихся (приложение № 1).
 Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей.
2.3. Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным планам на текущий
учебный год.
2.4. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2.5. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют
сопровождение одаренных обучающихся.
2.6. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков,
предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в
праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и
групповых занятий.
2.7. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование
исследовательского и проектного метода.
3. Принципы работы с одарёнными обучающимися

- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший
уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип расширения образовательного пространства.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
-Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных
обучающихся.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
- Принцип создания ситуации успеха и уверенности.
-Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи
наставничества.
4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися
4.1. Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются:
- Администрация школы (директор, заместители);
- Рабочая группа, состоящая из учителей, создаваемая сроком на 1 год;
- Руководители школьных методических объединений;
- Учителя-предметники;
- Классные руководители;
- Родители одаренных обучающихся;
- Педагог-психолог;
- Педагог-организатор;
- Одаренные обучающиеся.
5.Формы проведения мониторинга с одаренными обучающимися
Формы
Предметные олимпиады
Научно – практические конференции
Тематические конкурсы, выставки
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
Предметные недели
Внутришкольный контроль
Творческие отчёты педагогов кружков и спортивных секций

Периодичность
1 раз в год
1 раз в год
По годовому плану
педсовет
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год

Портфолио творческой деятельности ученика
Конкурс "Ученик года"

В течение года
1 раз в год

II. Основные направления работы
1) Диагностика одарённости обучающихся.
2) Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
3) Включение проблемы работы с одарёнными детьми как приоритетного направления в системы
научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
4) Создание и организация работы научного общества учащихся.
5) Помощь педагогам в работе с одарёнными детьми (проведение семинаров, тренингов и т.д.)
6) Работа с родителями (классные собрания, тренинги, индивидуальные консультации).
III. Организация и функциональное обеспечение данного положения.
Функции директора:
 Планирование в годовом плане работы отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и
контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
 Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей,
работающих с одарёнными обучающимися.

Поощрение лучших учителей и лучших обучающихся на ежегодном Директорском приеме.
Функции заместителей директора по УД и ВР:
 Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного
положения (учебный план, расписание, элективные курсы).
 Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По
заявкам учителей-предметников и классных руководителей.)
 Сбор и систематизация банка данных по одарённым детям.
 Организация и проведение школьного этапа ВСОШ, защиты проектов на уровне НОО, ООО,
СОО.
 Организация мероприятий по работе с одаренными детьми на базе школы. Разработка
Положений.
 Координация с Управлением образования Железнодорожного района по участию обучающихся
МБОУ СОШ № 75 в мероприятиях подпроекта «Одаренные дети».
 Координация с Управлением образования Железнодорожного района по участию обучающихся
МБОУ СОШ № 75 в мероприятиях Городского фестиваля «Город друзей»
Функции рабочей группы:
 Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
 Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по
данной проблеме.
 Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
 Определение критериев эффективности работы.
Функции руководителей ШМО:
 Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
 Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
 Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы.
 Организация творческих мероприятий на базе школы по направлению деятельности.
 Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
Функции учителей-предметников:
 Выявление одарённых детей по своим предметам.
 Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
 Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
 Выявление обучающихся для участия во ВСОШ, НПК, мероприятиях подпроекта «Одаренные
дети» и «Город друзей»
 Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного,
муниципального, регионального уровня.

 Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на
общешкольной ежегодной конференции.
 Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для
предъявления на педсовете.
 Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
 Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по
предмету
.
Функции классных руководителей:
 Выявление детей с общей одарённостью.
 Оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих
диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
 Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса
своих способностей.
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей кружков и секций:
 Выявление одарённых детей и работа с ними в разных направлениях.
 Организация творческих отчётов детей.
 Предоставление необходимой информации классным руководителям.
 Консультирование родителей.
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
Функции педагога - психолога
 Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).
 Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
 Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.
 Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации). • Работа с
учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
 Подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми.
Функции родителей:
 Раннее выявление одарённости ребёнка.
 Создание комфортных эмоциональных условий для развития способностей ребёнка.
 Сотрудничество в работе с одарёнными детьми с участниками образовательного процесса.
Заключительные положения
6.1. Настоящие Положение вступают в силу с момента издания соответствующего приказа директора
Учреждения.
6.2. В настоящие Положение могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением
нормативных
документов
федерального,
областного
или
муниципального
уровня,
регламентирующих образовательную деятельность учреждения.
6.3. Срок действия Положения не ограничен. Изменения и дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 1
Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного обучающегося
ФИО
обучающегося______________________________________________________
Класс___________________________________________________________________
Вид (ы) одаренности______________________________________________________
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока)
Исследовательская деятельность (указание темы работы)
Проектная деятельность (указание темы работы)
Внеурочные курсы (название курсов)
Социальная практика (название)
Дистанционное обучение (название курса)
Обучение в заочной школе (название школы)
Подготовка к конкурсам, конференциям, олимпиадам (название)
Участие в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
Дополнительное образование (кружки, секции)
Приложение
к
индивидуальному
маршруту
развития
обучающегося_____________________________________________________
«План индивидуальной работы на______ учебный год»
Направление
Сроки, периодичность Ответственный педагог Результат

одаренного


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».