РАССМОТРЕНО
на заседании Педагогического совета
МБОУ СОШ №75
Протокол №1 от 31.08. 2020
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №75
_____________И.И. Седых
Приказ №155-о от «31» августа 2020
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В МБОУ СОШ №75
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми в МБОУ СОШ№75 (далее — Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года (ст.77), постановлением
Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших
выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 18
сентября 2021 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Работа с одаренными обучающимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей.
1.3. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо
способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво
проявляются на протяжении его пребывания в МБОУ СОШ№75.
1.4.Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
Одаренные дети имеют:
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость
к учению, творческие возможности;
доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе:
дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаше
всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки
(подростковый возраст);
обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие
высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными
умственными резервами (старший школьный возраст).
2. Основные цели и задачи
2.1. Цель: создание условий для поддержки и развития индивидуальных способностей обучающихся.
2.2. Задачи:
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроках дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной
деятельности.
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира,
основанных на общечеловеческих ценностях.
Составление индивидуальных маршрутов, одаренных обучающихся (приложение № 1).
Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей.
2.3. Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным планам на текущий
учебный год.
2.4. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2.5. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют
сопровождение одаренных обучающихся.
2.6. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков,
предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в
праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и
групповых занятий.
2.7. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование
исследовательского и проектного метода.
3. Принципы работы с одарёнными обучающимися
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший
уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип расширения образовательного пространства.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
-Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных
обучающихся.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
- Принцип создания ситуации успеха и уверенности.
-Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи
наставничества.
4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися
4.1. Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются:
- Администрация школы (директор, заместители);
- Рабочая группа, состоящая из учителей, создаваемая сроком на 1 год;
- Руководители школьных методических объединений;
- Учителя-предметники;
- Классные руководители;
- Родители одаренных обучающихся;
- Педагог-психолог;
- Педагог-организатор;
- Одаренные обучающиеся.
5.Формы проведения мониторинга с одаренными обучающимися
Формы
Предметные олимпиады
Научно – практические конференции
Тематические конкурсы, выставки
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
Предметные недели
Внутришкольный контроль
Творческие отчёты педагогов кружков и спортивных секций
Периодичность
1 раз в год
1 раз в год
По годовому плану
педсовет
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год
Портфолио творческой деятельности ученика
Конкурс "Ученик года"
В течение года
1 раз в год
II. Основные направления работы
1) Диагностика одарённости обучающихся.
2) Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
3) Включение проблемы работы с одарёнными детьми как приоритетного направления в системы
научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
4) Создание и организация работы научного общества учащихся.
5) Помощь педагогам в работе с одарёнными детьми (проведение семинаров, тренингов и т.д.)
6) Работа с родителями (классные собрания, тренинги, индивидуальные консультации).
III. Организация и функциональное обеспечение данного положения.
Функции директора:
Планирование в годовом плане работы отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и
контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей,
работающих с одарёнными обучающимися.
Поощрение лучших учителей и лучших обучающихся на ежегодном Директорском приеме.
Функции заместителей директора по УД и ВР:
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного
положения (учебный план, расписание, элективные курсы).
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По
заявкам учителей-предметников и классных руководителей.)
Сбор и систематизация банка данных по одарённым детям.
Организация и проведение школьного этапа ВСОШ, защиты проектов на уровне НОО, ООО,
СОО.
Организация мероприятий по работе с одаренными детьми на базе школы. Разработка
Положений.
Координация с Управлением образования Железнодорожного района по участию обучающихся
МБОУ СОШ № 75 в мероприятиях подпроекта «Одаренные дети».
Координация с Управлением образования Железнодорожного района по участию обучающихся
МБОУ СОШ № 75 в мероприятиях Городского фестиваля «Город друзей»
Функции рабочей группы:
Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по
данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
Определение критериев эффективности работы.
Функции руководителей ШМО:
Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы.
Организация творческих мероприятий на базе школы по направлению деятельности.
Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
Функции учителей-предметников:
Выявление одарённых детей по своим предметам.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Выявление обучающихся для участия во ВСОШ, НПК, мероприятиях подпроекта «Одаренные
дети» и «Город друзей»
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного,
муниципального, регионального уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на
общешкольной ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для
предъявления на педсовете.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по
предмету
.
Функции классных руководителей:
Выявление детей с общей одарённостью.
Оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих
диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса
своих способностей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей кружков и секций:
Выявление одарённых детей и работа с ними в разных направлениях.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Консультирование родителей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
Функции педагога - психолога
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).
Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации). • Работа с
учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми.
Функции родителей:
Раннее выявление одарённости ребёнка.
Создание комфортных эмоциональных условий для развития способностей ребёнка.
Сотрудничество в работе с одарёнными детьми с участниками образовательного процесса.
Заключительные положения
6.1. Настоящие Положение вступают в силу с момента издания соответствующего приказа директора
Учреждения.
6.2. В настоящие Положение могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением
нормативных
документов
федерального,
областного
или
муниципального
уровня,
регламентирующих образовательную деятельность учреждения.
6.3. Срок действия Положения не ограничен. Изменения и дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение 1
Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного обучающегося
ФИО
обучающегося______________________________________________________
Класс___________________________________________________________________
Вид (ы) одаренности______________________________________________________
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока)
Исследовательская деятельность (указание темы работы)
Проектная деятельность (указание темы работы)
Внеурочные курсы (название курсов)
Социальная практика (название)
Дистанционное обучение (название курса)
Обучение в заочной школе (название школы)
Подготовка к конкурсам, конференциям, олимпиадам (название)
Участие в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
Дополнительное образование (кружки, секции)
Приложение
к
индивидуальному
маршруту
развития
обучающегося_____________________________________________________
«План индивидуальной работы на______ учебный год»
Направление
Сроки, периодичность Ответственный педагог Результат
одаренного