РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ №75 Протокол №1 от 31.08. 2020 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №75 _____________И.И. Седых Приказ №155-о от «31» августа 2020 ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В МБОУ СОШ №75 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми в МБОУ СОШ№75 (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года (ст.77), постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 18 сентября 2021 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Работа с одаренными обучающимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. 1.3. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в МБОУ СОШ№75. 1.4.Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности; доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе: дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаше всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст); обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст). 2. Основные цели и задачи 2.1. Цель: создание условий для поддержки и развития индивидуальных способностей обучающихся. 2.2. Задачи: Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик. Использование на уроках дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности. Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. Составление индивидуальных маршрутов, одаренных обучающихся (приложение № 1). Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей. 2.3. Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным планам на текущий учебный год. 2.4. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 2.5. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. 2.6. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий. 2.7. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 3. Принципы работы с одарёнными обучающимися - Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). - Принцип опережающего обучения. - Принцип расширения образовательного пространства. - Принцип комфортности в любой деятельности. -Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных обучающихся. - Принцип развивающего обучения. - Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. - Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. - Принцип создания ситуации успеха и уверенности. -Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества. 4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися 4.1. Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются: - Администрация школы (директор, заместители); - Рабочая группа, состоящая из учителей, создаваемая сроком на 1 год; - Руководители школьных методических объединений; - Учителя-предметники; - Классные руководители; - Родители одаренных обучающихся; - Педагог-психолог; - Педагог-организатор; - Одаренные обучающиеся. 5.Формы проведения мониторинга с одаренными обучающимися Формы Предметные олимпиады Научно – практические конференции Тематические конкурсы, выставки Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми Предметные недели Внутришкольный контроль Творческие отчёты педагогов кружков и спортивных секций Периодичность 1 раз в год 1 раз в год По годовому плану педсовет По годовому плану По годовому плану 1 раз в год Портфолио творческой деятельности ученика Конкурс "Ученик года" В течение года 1 раз в год II. Основные направления работы 1) Диагностика одарённости обучающихся. 2) Расширение и совершенствование деятельности психологической службы. 3) Включение проблемы работы с одарёнными детьми как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей. 4) Создание и организация работы научного общества учащихся. 5) Помощь педагогам в работе с одарёнными детьми (проведение семинаров, тренингов и т.д.) 6) Работа с родителями (классные собрания, тренинги, индивидуальные консультации). III. Организация и функциональное обеспечение данного положения. Функции директора: Планирование в годовом плане работы отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса. Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одарёнными обучающимися. Поощрение лучших учителей и лучших обучающихся на ежегодном Директорском приеме. Функции заместителей директора по УД и ВР: Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективные курсы). Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и классных руководителей.) Сбор и систематизация банка данных по одарённым детям. Организация и проведение школьного этапа ВСОШ, защиты проектов на уровне НОО, ООО, СОО. Организация мероприятий по работе с одаренными детьми на базе школы. Разработка Положений. Координация с Управлением образования Железнодорожного района по участию обучающихся МБОУ СОШ № 75 в мероприятиях подпроекта «Одаренные дети». Координация с Управлением образования Железнодорожного района по участию обучающихся МБОУ СОШ № 75 в мероприятиях Городского фестиваля «Город друзей» Функции рабочей группы: Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей. Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме. Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми. Определение критериев эффективности работы. Функции руководителей ШМО: Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам. Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы. Организация творческих мероприятий на базе школы по направлению деятельности. Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. Функции учителей-предметников: Выявление одарённых детей по своим предметам. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. Выявление обучающихся для участия во ВСОШ, НПК, мероприятиях подпроекта «Одаренные дети» и «Город друзей» Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального, регионального уровня. Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции. Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету . Функции классных руководителей: Выявление детей с общей одарённостью. Оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Функции руководителей кружков и секций: Выявление одарённых детей и работа с ними в разных направлениях. Организация творческих отчётов детей. Предоставление необходимой информации классным руководителям. Консультирование родителей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме). Функции педагога - психолога Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная). Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися. Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся. Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации). • Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа). Подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми. Функции родителей: Раннее выявление одарённости ребёнка. Создание комфортных эмоциональных условий для развития способностей ребёнка. Сотрудничество в работе с одарёнными детьми с участниками образовательного процесса. Заключительные положения 6.1. Настоящие Положение вступают в силу с момента издания соответствующего приказа директора Учреждения. 6.2. В настоящие Положение могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением нормативных документов федерального, областного или муниципального уровня, регламентирующих образовательную деятельность учреждения. 6.3. Срок действия Положения не ограничен. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного обучающегося ФИО обучающегося______________________________________________________ Класс___________________________________________________________________ Вид (ы) одаренности______________________________________________________ 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока) Исследовательская деятельность (указание темы работы) Проектная деятельность (указание темы работы) Внеурочные курсы (название курсов) Социальная практика (название) Дистанционное обучение (название курса) Обучение в заочной школе (название школы) Подготовка к конкурсам, конференциям, олимпиадам (название) Участие в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях Дополнительное образование (кружки, секции) Приложение к индивидуальному маршруту развития обучающегося_____________________________________________________ «План индивидуальной работы на______ учебный год» Направление Сроки, периодичность Ответственный педагог Результат одаренного