Министерство Просвещения РФ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 75
Рабочая программа по предмету
Политический вектор развития современного общества
10-11 классы
Екатеринбург 2023
Данная программа составлена на основании следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования,− утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 (с изменениями и дополнениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным− общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 (с
изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации− обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее
– СанПиН), утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями). 1.2
Цели и задачи курса:
1.2 Цели и задачи курса.
Учебный (элективный) курс «Политический вектор развития современного
общества» разработан в целях обеспечения принципа вариативности и учета
индивидуальных потребностей обучающихся и ориентирован на углубление
знаний в сфере политики, формирование активной гражданской позиции
обучающихся, перспективу профессионального обучения и развитие
демократического мировоззрения школьников, а также на расширение,
углубление, дополнение изучения предметной области «Обществознание».
Основная цель изучения учебного (элективного) курса «Политический вектор
развития современного общества» - выявление способностей, склонностей и
интересов обучающихся на основе расширения и углубления знаний в сфере
политического развития, умений и навыков помогающих ориентироваться в
сложностях современной политики и политического процесса, событиях мировой
политики и международных отношений.
Основные задачи:
- Способствовать самоопределению ученика или выбору− профессиональной
деятельности через интерес к данной области знания;
- Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле
и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности;
- Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать
информационную и коммуникативную компетентность;
- Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной
позиции, что способствует− воспитанию истинного гражданина страны;
- Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного учебного
(элективного) курса с предметной областью «Обществознание».
1.3 Учебно – методический комплекс в соответствии с таблицей
Класс
10
11
Учебник
1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов,
А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад.
наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.:
Просвещение, 2013. – 356 с.
2. Обществознание: 10 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: базовый уровень / О.Б.
Соболева, В.В. Барабанов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин; под общ.
ред. Г.А. Бордовского. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Вентана-Граф,
2013. – 256 с.
3. Никитин А.Ф. Право. Базовый и углублѐнный уровни. 10-11 кл.:
учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. М.: Дрофа, 2021. – 447 с.
4. Воронцов А.В. Обществознание: 11 класс: базовый уровень:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [А.В.
Воронцов, Г.Э. Королева, С.А. Наумов, К.С. Романов]; под общ.
ред. Г.А. Бордовского. 2-е изд., испр. и дораб. М.: Вентана-Граф,
2013. – 328 с. 6.
5. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,
Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад.
наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.:
6. Просвещение, 2013. – 352 с. 1. Никитин А.Ф. Право. Базовый и
углублѐнный уровни. 10-11 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И.
Никитина. М.: Дрофа, 2021. – 447 с.
Планируемые результаты:
На основе полученных знаний обучающиеся смогут:
Анализировать отечественную и международную политическую обстановку;
использовать− полученные знания о политических процессах и явлениях в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (в т.ч.,
и политических);
Оценивать разнообразные явления и процессы социально- политического
развития; характеризовать− основные методы политики;
Формулировать
собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации и ее−
влиянии на международные отношения;
Представлять политическое наследие России, определять роль политических
ценностей в современном обществе;
Понимать основные направления государственной политики современной−
России внутри страны и за ее пределами;
Высказывать аргументированные суждения о соотношении целей и средств в
политике;
Уметь раскрывать роль и функции политической системы общества;
различать типы политических− режимов;
Иметь знания о политической системе
политических партиях, государственном устройстве.
Российской
Федерации,−
Личностные результаты включают:
1) отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные политические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития политической науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире; общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
6) развитие политического сознания и упорядочение политического
поведения на основе усвоения политических ценностей;
7) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
8) эстетическое отношение
политических отношений.
к
миру,
включая
эстетику
социально-
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из источников разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- умение определять назначение и функции различных политических
институтов;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия
-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения,
видеть различные стратегии решения задач;
-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера;
-умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и
внеучебных ситуациях; -способность сознательно организовать и регулировать
свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и
корректировать деятельность, давать ее оценку; -умение генерировать идеи и
определять средства для их реализации;
-умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные универсальные учебные действия -моделирование социальнополитических процессов;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и
обосновывать выводы);
-способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебноисследовательской деятельности;
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами,
теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения;
-овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для
объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать
информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
-уметь анализировать явления и события социального характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели
личного поведения. Коммуникативные универсальные учебные действия умение
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над
задачами исследовательского характера;
умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и
действия партнеров;
- развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой,
языковой,− социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной), включая
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного курса «Политический вектор
развития современного общества» обучающийся научится:
– описывать и оценивать важнейшие политические феномены современного
общества;
– аргументировать свою позицию по основным теоретическим проблемам
политологии; – самостоятельно работать с различными источниками информации
политической тематики, свободно излагать их содержание;
– выделять субъекты политической деятельности и объекты политического
воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей
в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Обучающийся получит возможность научиться:
– грамотно, с пониманием объяснять происходящие политические события;
– использовать свои знания с целью разрешения политических проблем;
– анализировать информацию о процессах формировании правового
государства и гражданского общества в РФ;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса
3. Содержание учебного предмета.
3.1. Место предмета в учебном плане: На уровне среднего общего
образования учебный (элективный) курс «Политический вектор развития
современного общества» является вариативным для углубленного изучения в
классах профильного обучения, представляя собой одну из составляющих
предметной области «Общественнонаучные предметы». Программа учебного
(элективного) курса «Политический вектор развития современного общества»
рассчитана на 68 учебных часов, на изучение курса в каждом классе
предполагается выделить 34 часов (1 час в неделю из расчета 34 учебных недель).
Содержание Программы строится с учетом национальных и региональных
особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом
вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа
учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного
общества» состоит из следующих разделов: Теория и история политики; Власть и
принципы ее реализация; Политическая система общества; Политическое
развитие и политический процесс; Государство и общество, Партийная система;
Избирательные системы и технологии; Личность в мире политики; Мировая
политика и международные отношения.
Учебно-тематический план
10 класс
Раздел 1. Теория и история политики (12 часов)
1. Основы изучения политической науки 2. Политическая наука в России 3.
Возникновение политической мысли на Западе и Востоке 4. Политическая мысль
Средневековья и эпохи Возрождения 5. Политические теории Нового времени 6.
Политическая мысль XIX века 7. Политические учения ХХ века 8. Особенности
развития политической мысли в России (XI–XVI веков) 9. Основные направления
развития российской политической мысли (XVII–XIX веков) 10. Природа и
социальное назначение политики: теоретические подходы 11. Структура
политики и ее функции 12. Связь политики и морали
Раздел 2. Власть и принципы ее реализации (9 часов)
13. Власть как категория политической науки. Природа власти 14. Ресурсы
власти: понятие, типология 15. Политические элиты 16. Система отбора в элиту
(рекрутирование элит) 17. Политическая элита в России 18. Политическое
лидерство: типы и стили лидерства 19. Современные теории лидерства 20.
Функции лидеров 21. Политическое лидерство в России
Раздел 3. Политическая система общества (9 часов)
22.
Теории
политической
системы
общества
23.
Механизм
функционирования политической системы 24. Структура и функции
политической системы 25. Типы политических систем 26. Политическая система в
России 27. Политический режим 28. Недемократические политические режимы
29. Демократические политические режимы 30. Политический режим в России
Раздел 4. Политическое развитие и политический процесс (3 часа)
31. Политическое развитие и его кризисы 32. Политический процесс:
содержание и типология 33. Стили политики
Итоговое повторение (1 час)
11 класс
Раздел 5. Государство и общество (9 часов)
36. Государство как институт политической системы 37. Функции
государства 38. Устройство (форма) государства 39. Типы государств 40.
Государство в России: от советского типа государства к правовому 41. Политикоправовое устройство современного российского государства 42. Гражданское
общество и власть 43. Структура гражданского общества 44. Конституционализм
как режим взаимоотношений государства и гражданского общества
Раздел 6. Партийная система ( 6 часов)
45. Политические партии 46. Типы политических партий 47. Функции партий
48. Партии в структуре власти 49. Партийные системы и их разновидности 50.
Российская модель партийной системы: история и современность
Раздел 7. Избирательные системы и технологии (6 часов)
51. Избирательные системы 52. Преимущества и недостатки избирательных
систем 53. Политический маркетинг 54. Маркетинг избирательной кампании 55.
Политическая реклама 56. Личный имидж кандидата
Раздел 8. Личность и мир политики (8 часов)
57. Политическая социализация личности 58. Типы политической
социализации 59. Особенности политической социализации в России 60.
Политическая культура общества 61. Политическая культура личности 62.
Особенности политической культуры России 63. Политические идеологии:
функции и типы 64. Политический конфликт как форма политической
коммуникации
Раздел 9. Мировая политика и международные отношения (4 часа)
65. Мировая политика 66. Типология международных отношений 67.
Особенности современного этапа международных отношений 68. Россия в
системе современных международных отношений
Итоговое повторение (1 час)
Календарно-тематический план. 10 класс.
№
п/п
Наименование разделов
Наименование тем
Кол-во
часов
12
Основы изучения политической
науки
Политическая наука в России
Возникновение политической
мысли на Западе и Востоке
Политическая мысль
Средневековья и эпохи
Возрождения
Политические теории Нового
времени
Политическая мысль XIX века
Политические учения ХХ века
Особенности развития
политической мысли в России
(XI–XVI веков)
Основные направления развития
российской политической мысли
(XVII–XIX веков)
Природа и социальное
назначение политики:
теоретические подходы
Структура политики и ее
функции
Связь политики и морали
1
Власть как категория
политической науки. Природа
власти
Ресурсы власти: понятие,
типология
Политические элиты
Система отбора в элиту
(рекрутирование элит)
Политическая элита в России
Политическое лидерство: типы и
стили лидерства
Современные теории лидерства
1
Раздел 1. Теория и история
политики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Раздел 2. Власть и
принципы ее реализация
13
14
15
16
17
18
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
Функции лидеров
Политическое лидерство в
России
20
21
1
1
Раздел 3. Политическая
система общества
22
23
24
25
26
27
28
29
30
9
Теории политической системы
общества
Механизм функционирования
политической системы
Структура и функции
политической системы
Типы политических систем
Политическая система в России
Политический режим
Недемократические
политические режимы
Демократические политические
режимы
Политический режим в России
1
Политическое развитие и его
кризисы
Политический процесс:
содержание и типология
Стили политики
1
Раздел 4. Политическое
развитие и политический
процесс
31
32
33
Итоговое повторение
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
34
Календарно-тематический план. 11 класс
№
п/п
Наименование разделов
Наименование тем
Кол-во
часов
Государство как институт
политической системы
Функции государства
Устройство (форма) государства
Типы государств
Государство в России: от
советского типа государства к
правовому
9
Раздел 5. Государство и
общество
36
37
38
39
40
1
1
1
1
Политико-правовое устройство
современного российского
государства
Гражданское общество и власть
Структура гражданского
общества
Конституционализм как режим
взаимоотношений государства и
гражданского общества
41
42
43
44
Раздел 6. Партийная
система
50
Раздел 7. Избирательные
системы и технологии
51
52
53
54
55
56
58
59
60
61
62
63
1
1
1
1
1
1
1
6
Избирательные системы
Преимущества и недостатки
избирательных систем
Политический маркетинг
Маркетинг избирательной
кампании
Политическая реклама
Личный имидж кандидата
1
1
Политическая социализация
личности
Типы политической
социализации
Особенности политической
социализации в России
Политическая культура общества
Политическая культура личности
Особенности политической
культуры России
Политические идеологии:
функции и типы
1
Раздел 8. Личность и мир
политики
57
1
1
6
Политические партии
Типы политических партий
Функции партий
Партии в структуре власти
Партийные системы и их
разновидности
Российская модель партийной
системы: история и
современность
45
46
47
48
49
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
Политический конфликт как
форма политической
коммуникации
64
Раздел 9. Мировая политика
и международные
отношения
4
Мировая политика
Типология международных
отношений
Особенности современного этапа
международных отношений
Россия в системе современных
международных отношений
65
66
67
68
1
Итоговое повторение
Итого
1
1
1
1
1
34