24.10.2023
Основным
нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». В соответствии с ним, одной из основных задач
деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних. На сегодняшний день состояние
преступности среди несовершеннолетних вызывает особенную тревогу в нашем
обществе. Рост социального кризиса в первую очередь сказался на детях и
подростках. Данные уголовной статистики неумолимо свидетельствуют об
активизации криминальной деятельности несовершеннолетних. Преступность
несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности
подростков. Подростки, вставшие на путь совершения преступлений в юном
возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило,
представляют собой резерв для взрослой преступности. Преступность
несовершеннолетних уходит корнями в то время, когда личность человека только
формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда особенно
актуальными становятся проблемы воспитания, становления личности,
направленности его поведения, это упущение в воспитании родителей, а также
педагогического состава, ведь педагоги не малую роль играют в воспитании
личности несовершеннолетнего.
В
соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики
безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний -
лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный –
несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей
либо должностных лиц.
Беспризорный -
безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения
родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или)
физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей
беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть
данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных,
правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение -
родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и
представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное
деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом
предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная
и уголовная ответственность.
Административное
правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом
Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении, - , лицо в возрасте до 18 лет,
которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,
представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей
требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или
антиобщественные деяния.
Семья,
находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая обучающегося,
находящегося в социально-опасном положении, а также семья, где родители
(законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его
поведение либо жестоко обращаются с ним.
Правовое
воспитание является одним из видов профилактики правонарушений и преступлений
несовершеннолетних.
Правовое
воспитание - процесс организованного воздействия на личность, формирование
правового сознания и поведения юного гражданина. Правовое воспитание
ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и
обязанностей;
Правовая
норма - идеальная модель должного поведения человека любого возраста в
обществе;
Правовая
культура – разновидность общей культуры; отражает определенный уровень
правосознания, законности, охватывает все ценности, которые созданы людьми в
области права.
Правовой
нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм, постоянное
противопоставление себя сложившейся системе.
Правовое
образование, воспитание и просвещение населения России находится в центре
внимания современного российского общества.
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди молодежи, оно играет большую роль в борьбе с подростковой преступностью и насилием, создает благоприятные условия для развития личности, направляет энергию подростков в позитивное русло и учит их разрешать конфликты социально-приемлемым образом.